Чтобы поддержать мусульманское население страны, составляющее менее одного процента от десятимиллионного населения Чешской Республики, тысячи чехов собираются принять участие в акции по поеданию кебаба 9 января.
Акция «Кебабом по дебильности» — одна из нескольких инициатив, запущенных в социальных медиа, — стала ответом на провокационные заявления политика, раскритиковавшего мусульманские обычаи.
3 января лидер имеющей 14 мандатов в 200-местном чешском парламенте партии «Рассвет прямой демократии» Томио Окамура опубликовал на своей странице в Facebook’е текст на тему того, как защитить чешский «демократический образ жизни» от исходящей от радикального ислама угрозы.
Текст Томио Окамуры — подготовленный, по словам политика, его соратником по партии — предлагает напомнить мусульманам о том, что гостеприимство страны не безгранично. Он призвал чехов выгуливать собак и свиней — считающихся в исламе нечистыми животными — около мечетей.
Ко всему прочему, он также предложил владельцам пивных заведений, расположенных рядом с мечетями, изменить свои названия на такие, как «У хорошей собаки» или «У счастливой свиньи». Окамура даже призвал запретить халяльное мясо, назвав мусульманские традиции забоя скота «жестокими».
«Каждый купленный кебаб — это еще один шаг к парандже. Придется ли он по вкусу твоей жене, если она будет их есть с накидкой на лице?» — говорится в его тексте.
Томио Окамура также заявил, что отчет чешских спецслужб, который ему удалось увидеть, говорит об активизации радикальных исламистов в стране и что они, возможно, занимаются бизнесом для финансирования незаконных действий.
«КЕБАБ ДЛЯ ТОМИО»
Организаторы одной из акций на страничке в Facebook’е Kebab pro Tomia («Кебаб для Томио») называют заявления политика абсурдными и добавляют, что невозможно серьезно воспринимать мысль о том, что продажа кебаба финансирует терроризм и поэтому их употребление в пищу превращается в идеологическую проблему.
Хотя беззаботный тон социальных медиа в ответ на выпад Окамуры может теперь показаться многим бездушным в свете нападения 7 января на редакцию парижского сатирического журнала Charlie Hebdo, организаторы предостерегают таких политиков, как лидер партии «Рассвет прямой демократии», от использования трагедии ради политической выгоды.
— Несмотря на то, что обе стороны этой полемики едины в осуждении этого террористического акта, необходимо постоянно напоминать себе об одной из причин, по которой наша страница [в Facebook’е] на самом деле появилась на свет, — подавляющее большинство мусульман действительно не террористы, и они также не поддерживают их. Поэтому нет никаких оснований обвинять их в действиях, которые ужасают их настолько же, насколько и нас, — заявляют активисты.
Окамура, уроженец Токио, — противоречивая фигура в чешской политике. В прошлом его заявления о том, что цыганское меньшинство страны нужно репатриировать в Индию, стали предметом бурных споров.
Он отвергает обвинения в расизме, ссылаясь на свое смешанное происхождение, и говорит, что его претензии относятся только к экстремистам и лицам, которые «не могут адаптироваться» к чешским социальным нормам.
Окамура открыто заявил о том, что он ничего не знает о планируемой акции «Кебабом по дебильности», но тем не менее раскритиковал эту идею:
— Я не знаю, кто эти люди, и я ничего не знаю об этом мероприятии, но могу сказать, что в то время, когда в результате исламского терроризма в Париже погибли люди, превращение этого вопроса в банальность и шутки об этом очень неуместны.
На улицах Праги мнения разноречивы.
77-летняя Йармила сказала, что Окамура «мудрый и здравомыслящий» политик, который «говорит правду»:
— Есть тревожные новости о халяльной еде и то, какая это катастрофа. Он объяснил, что такое халяль, — этого до него еще никто не делал.
Однако 30-летний Мартин считает, что заявления Окамуры не особо влияют на чехов:
— Это просто крайности, которые получат освещение в СМИ. Я думаю, что мы все, безусловно, отдалимся от него... Я не вижу проблем в поддержке мусульман, и, вообще, кебаб — отличное блюдо.
Коилин О'Коннор, Алиса Вальсамаки