У России примерно в четыре раза больше военнослужащих, чем у Украины, в два раза больше танков и в шесть раз больше боевых самолетов. Огромный дисбаланс военных сил отражает различные бюджеты на оборону двух стран. Россия тратит около 78 миллиардов долларов в год на вооруженные силы, a Украина — 1,6 миллиарда.
Однако только часть российских военных сил может быть использована против Украины. Москва не может позволить себе убрать войска ни из Северо-
Региональный эксперт и руководитель Центра международных отношений в Нью-Йоркском университете Марк Галеотти, который находится в Москве, подсчитывает, что Россия способна мобилизовать военные силы, которые при любой войне с Украиной будут лишь в два раза превышать мощь ее армии. Это, по его мнению, оставляет возможность того, что разница в силе не будет такой огромной, чтобы гарантировать России победу.
РАЗНЫЙ ПОДХОД К БЮДЖЕТУ
Со времени войны в Грузии в 2008 году Москва увеличила бюджет на оборону на 30 процентов, показав, насколько для России важна модернизация армии и использование военной силы во внешней политике.
В Украине ситуация иная. Денег на вооруженные силы выделялось меньше, чем планировалось в бюджете, элитные подразделения в рамках активности НАТО дислоцированы в международных миротворческих операциях, но остальным подраздeлениям не хватает денег и оборудования. Большая часть оборудования, используемого войсками Украины, унаследована со времен СССР более двух десятков лет назад.
Специалист британского Международного центра изучения конфликтов Кристофер Лэнгтон говорит Азаттыку, что украинская армия была ослаблена реформами по переходу к профессиональной армии, которые не были закончены.
За последние пять лет количество военного персонала Украины снизилось от 245 до 184 тысяч и всё еще включаeт 60 процентов призывников.
НАСКОЛЬКО ЕДИНА УКРАИНСКАЯ АРМИЯ?
Вопрос о расколе украинской армии возникает потому, что украинское население состоит из украинцев и русских, и многие русские, особенно в восточной части страны, имеют близкие отношения с Россией. Это может привести к смешанной лояльности украинской армии по региональному признаку.
Однако украинской армии может помочь повышенное чувство национальной идентификации украинцев, формированию которой содействует оккупация иностранными военными силами, и чувство идентификации самой украинской армии.
— Украинская армия быстро удалилась от советских корней. У нее сильное чувство «чести мундира», сильная культура служения государству, — говорит Азаттыку Марк Галеотти.
В КАКУЮ ФОРМУ МОЖЕТ ВЫЛИТЬСЯ БИТВА?
Вопрос в том, какую стратегию выберет Москва. Она может пойти на полное военное вторжение в Украину, как это было при вторжении в Чехословакию в 1968 году. Или она может попробовать воспроизвести тактику поощрения «сил самообороны» для занятия региона, подмешивая к ним свои отряды. Эта тактика оказалась успешной в Крыму.
Кристофер Лэнгтон говорит Азаттыку, что вторжение в Украину почти наверняка приведет к традиционной войне между государствами, которая обойдется Москве слишком дорого:
— Хотя силы двух стран неравны, если Россия будет проводить военную операцию в Украине, это будет на территории Украины, и украинцы будут воевать. Это наверняка будет довольно кровавой битвой, которая не будет
Цена такого прямого вмешательства заставит Москву предпочесть более осторожную стратегию контроля отдельных регионов, особенно в русскоговорящей Восточной Украине, под предлогом предоставления защиты в местных конфликтах. Эта стратегия застала Киев врасплох в Крыму и ставит Украину в слабое положение, если ей придется отвоевывать свою землю обратно.
В любом случае сейчас Украина не готова справиться с нападением России. Благодаря наследию Советского Союза, инфраструктура военных баз более подготовлена к поддержке наземной войны против западного агрессора, а не восточного.
В подготовке материала участвовали Чарльз Рекнагель, Рон Синовиц и Айшет Андрухаева. Радио Азаттык