Криминализация тяжких оскорблений в течение года снизила напряженность в обществе – замминистра

Замминистра юстиции Армении Ерануи Туманянц (архив)

Пайлак Саркисян, который несколько месяцев назад был признан виновным в оскорблении премьер-министра и министра, через несколько дней будет освобожден от уголовной ответственности.

В новом Уголовном кодексе, который вступит в силу с 1 июля, больше не будет статьи о тяжком оскорблении, которая подвергалась резкой критике со стороны оппозиции, а также ряда местных и международных правозащитных организаций. Саргсян, признанный виновным по этой статье, был оштрафован на полмиллиона драмов (около тысячи долларов).

На днях, услышав эту новость, 39-летний Саргсян поспешил позвонить в полицию, что расспросить о возможности освобождения от несения наказания. «Я спросил, какой совет вы дадите, что мне делать после отмены этого закона? Они дали мне номер телефона, по которому я могу позвонить куда-то в прокуратуру», - отметил он.

Заместитель министра юстиции Армении Ерануи Туманянц в беседе с Радио Азатутюн в четверг уточнила, что с 1 июля не только осужденные по этой статье граждане, но и обвиняемые будут освобождены от уголовной ответственности.

По ее словам, в случае приговоров, еще не вступивших в законную силу, вышестоящий суд прекратит преследование. «То есть, если человек еще не заплатил штраф, то ему не придется этого делать. С 1 июля к нему уже не будет применяться этот приговор, поскольку статья, по которой он был осужден, уже декриминализирована. Дела, находящиеся на стадии предварительного следствия, просто прекращаются. Прекращению подлежат и дела, которые находятся в суде или на стадии апелляции. Декриминализация как таковая рассматривается как основание для прекращения дела», - отметила замминистра.

На днях министр юстиции Карен Аднреасян заявил, что за подобные деяния граждане будут штрафоваться только по Гражданскому кодексу в размере до 3 млн драмов (около 6 тысяч долларов). Замминистра уточнила, что осужденные по вступившим в законную силу приговорам не считаются оправданными, они по-прежнему считаются имеющими судимость гражданами.

По данным Генпрокуратуры, вступившими в законную силу приговорами были осуждены 6 человек, ни один из них не был приговорен к лишению свободы, хотя данная статья предусматривает до 3 месяцев лишения свободы.

«Это считалось преступлением. Ты совершил преступление, оно декриминализовано, ты был привлечен к ответственности или частично привлечен к ответственности, но это не значит, что преступления в то время не было. Оно было и считалось преступлением, поэтому судимость остается, потому что декриминализация сама по себе не является основанием для оправдания», — пояснила замминистра Туманянц.

Около года назад по инициативе правительства эта скандальная статья была включена в Уголовный кодекс, вызвав резкую критику со стороны оппозиции, местных и международных экспертов.

И вот теперь, не включив эту норму в новый Уголовный кодекс, власти заявляют, что даже правомерное ограничение свободы слова в повестке дня дальнейшей демократизации должно осуществляться максимально без уголовного преследования.

Тем не менее, по словам замминистра, за последний год статья имела положительный эффект, поскольку в обществе снизилась напряженность. «В целом, говорят, что хорошо, что есть так называемая декриминализация. Никто не видит проблемы в том, что можно временно криминализировать явление, чтобы с ним бороться, а потом можно убрать эту меру. Другими словами, у нас нет такой проблемы, что мы сделали что-то, что неприемлемо для международного сообщества, потому что во многих странах Европы, в США тяжкое оскорбление как таковое до сих пор является уголовно наказуемым деянием».

Благодаря этой новой инициативе правительства житель Еревана Пайлак Саргсян освободится от судебных тяжб, которые в его случае длятся с сентября прошлого года. Он говорит, что рад, что до сих пор не заплатил штраф в 500 тысяч драмов. Мужчине, который живет на съемной квартире и заботится о двоих несовершеннолетних детях, работая разнорабочим, было трудно найти эту сумму. В сентябре прошлого года мужчина в состоянии алкогольного опьянения вспомнил о транспортных проблемах Еревана, позвонил в полицию с жалобой, а затем обругал премьер-министра Никола Пашиняна и тогдашнего министра высокотехнологичной промышленности, ныне президента Армении Ваагна Хачатряна, которого он считал министром транспорта.

Полиция немедленно приехала за Саргсяном и арестовала его. «Я разозлился, начал ругать премьер-министра, Ваагна Хачатряна», - вспоминает мужчина.

По последним официальным данным, по данной статье было возбуждено более 800 уголовных дел, более 50 из которых уже находятся в суде.