Сегодня на судебном заседании по делу второго президента Армении против премьер-министра адвокат экс-президента Роберта Кочаряна представил суду дополнительные доказательства, которые, по его мнению, подтверждают, что 1 марта прошлого года на митинге на площади Республики в Ереване Никол Пашинян оклеветал бывшего президента и нарушил его презумпцию невиновности.
«Я посчитал необходимым представить письменные доказательства того, что в тот период г-н Кочарян еще обвинялся по статье 300.1, и я представляю в этой связи копию решения о привлечении лица в качестве обвиняемого, чтобы было видно содержание данного обвинения», - сказал адвокат Кочаряна Айк Алумян.
За клевету на него и нарушение презумпции невиновности второй президент требует от премьер-министра выплаты 4 млн драмов. Жалоба касается оценок Пашиняна о кровавых событиях марта 2008 года.
Премьер-министр на площади Республики заявил, что в то время власти Армении вывели армию против народа, приняли решение стрелять в граждан Армении.
«Очень важно зафиксировать, что по делу «1 марта» есть обвиняемые лица, которые сегодня предстали перед судом. И я должен констатировать, что дело «1 марта», по сути, по моей оценке, раскрыто. Многие спрашивают, как можно считать дело «1 марта» раскрытым, когда убийства не раскрыты. Мое мнение, моя личная оценка состоит в том, что хотя стрелявшие не установлены, но тот фон, на котором произошли убийства, раскрыт», - заявил Пашинян.
Представитель премьер-министра в суде отказался отвечать на вопросы журналистов, но позже адвокат Давид Унанян сообщил Радио Азатутюн их позицию. Она заключается в том, что Пашинян на митинге 1 марта 2021 года не нарушал презумпцию невиновности Роберта Кочаряна и не клеветал на него, поскольку реализовал свое конституционное право на свободу выражения мнения.
Хотя Пашинян в своем выступлении не называл имя бывшего президента, но представители последнего считают очевидным, что речь шла именно о Роберте Кочаряне, он 1 марта 2008 года еще был президентом Армении. И на этапе, когда суд рассматривал дело Кочаряна и трех его бывших подчиненных, обвиняемых в свержении конституционного строя, и обвинение не было доказано, премьер-министр делал подобные заявления, направляя стрелки обвинения на Кочаряна, отметил адвокат Айк Алумян. Через две недели после этого заявления Пашиняна суд оправдал Кочаряна и других.
«По сути, премьер-министр говорил такие вещи, которые, так сказать, создавали впечатление, что то, что инкриминируют г-ну Кочаряну по уголовному делу, все это уже подтвержденная реальность. Такое впечатление создавалось этим выступлением, мы посчитали этот текст не только клеветническим, но и нарушающим презумпцию невиновности», - сказал адвокат.
На замечание Радио Азатутюн, нельзя ли считать высказывания премьер-министра оценочными, Алумян возразил: «Чем более высокопоставленным является должностное лицо, тем оно должно быть осторожнее в своих оценках. Почему оценочные суждения граждан защищены Европейской конвенцией, потому что Европейский суд исходит из презумпции, что гражданину и СМИ нелегко, а иногда и невозможно проверить те или иные данные, поэтому они могут сопоставлять доступную информацию и делать собственные суждения. Что же касается высшего должностного лица страны, то оно наделено возможностью уточнить любой факт, у него есть все возможности, следовательно, его оценочные суждения должны быть гораздо более сдержанными».
Это не единственный подобный иск против премьер-министра. По данным Судебно-информационной системы, сейчас против Никола Пашиняна возбуждено около десятка исков о клевете и возмещении ущерба, нанесенного чести, достоинству или деловой репутации. Истцами в основном являются бывшие чиновники, в том числе второй президент Армении Роберт Кочарян и бывший глава Службы национальной безопасности Артур Ванецян. Ни по одному из этих исков пока нет вступившего в силу решения, по которому премьер-министр был бы обязан опровергнуть свои слова.