Кассационный суд подтвердил обоснованность позиции прокуратуры по вопросу ареста в качестве меры пресечения по делу «Кочарян и другие»

Роберт Кочарян (архив)

Генеральная прокуратура получила решение Кассационного суда от 30 июля по кассационным жалобам, поданным генеральным прокурором Артуром Давтяном и представителями потерпевших, представителями правопреемников потерпевших и адвокатом Кочаряна около года назад на решение Апелляционного суда от 18 июня 2020 года по делу «Р. Кочарян и другие», касающееся второго президента Армении Роберта Кочаряна.

Напомним, что Апелляционный уголовный суд в решении от 18 июня 2020 года удовлетворил жалобу адвокатов Кочаряна, частично отменил и изменил решение суда первой инстанции, отменив избранную в отношении Кочаряна меру пресечения в виде ареста и избрав в качестве меры пресечения залог в размере 2 млрд драмов (около 4 млн долларов).

В своей жалобе генеральный прокурор просил Кассационный суд отменить решение Апелляционного суда по части применения в отношении Кочаряна залога в качестве меры пресечения и применить в отношении него в качестве меры пресечения арест.

«Кассационный суд счел, что характер и степень опасности деяний, инкриминируемых Р. Кочаряну по части 1 статьи 300.1 УК РА, суровость ожидаемого наказания, совершение предполагаемых преступных деяний с участием сообщников, занимавших высокие государственные должности и находившихся в служебной зависимости от подсудимого, беспрецедентно большое число участников судебного процесса, а также изначально сочетание предполагаемых преступных деяний с действиями, направленными на их сокрытие, и наличие данных, свидетельствующих об оказании незаконного влияния на участников судебного процесса также в ходе самого рассмотрения дела, имеют ключевое значение и являются такими факторами, которые существенно повышают риск вероятности воспрепятствования расследованию дела, особенно а данный момент судебного процесса, когда дело еще не перешло к этапу судебного разбирательства по существу и какие-либо доказательства еще не исследованы», - отмечается в распространенном прокуратурой сообщении.

Соответственно, Кассационный суд счел недопустимой позицию Апелляционного суда о том, что со временем риски возможного неправомерного поведения Кочаряна снизились до такой степени, что уже невозможно рассматривать арест в качестве меры пресечения.

По мнению Кассационного суда, должность, которую долгие годы занимал Кочарян, его положение и авторитет, огромное влияние, связи и рычаги воздействия, а также характер инкриминируемых преступлений свидетельствовали о продолжительном наличии риска вмешательства в расследование дела и оказания возможного незаконного воздействия на участников судебного процесса на данной стадии судебного разбирательства.

Кассационный суд РА счел, что при данных фактических обстоятельствах залог не мог быть эффективным средством ограничения возможности проявления ненадлежащего поведения со стороны Кочаряна в случае его нахождения на свободе.

Несмотря на этот и другие выводы, Кассационный суд в своем решении отклонил жалобу генерального прокурора, по сути, на том основании, что еще до вынесения решения по делу по одному из инкриминируемых Кочаряну уголовных деяний - по статье 300.1 Уголовного кодекса, на основании соответствующего решения Конституционного суда, уголовное преследование было прекращено.

Этим решением также была отклонена поданная адвокатом Роберта Кочаряна жалоба о применении в отношении его подзащитного в качестве меры пресечения личной гарантии либо снижении размера суммы залога.