В минувшую пятницу КС признал противоречащей Конституции и недействительной статью о свержении конституционного строя, инкриминируемую Роберту Кочаряну и двум его бывшим подчиненным, обвиняемым по делу «1 марта». Председатель Конституционного суда Арман Диланян зачитал только заключительную часть решения.
В своем 42-страничном решении Высокий суд пришел к выводу, что статья 300.1 Уголовного кодекса, предусматривающая наказание сроком от 10 до 15 лет лишения свободы, противоречит статьям 78 и 79 Конституции РА. Эти статьи касаются принципов соразмерности и определенности законов.
КС в своем решении отмечает: «Никто не может быть осужден за такое действие или бездействие, которое в момент совершения не являлось преступлением. Не может быть назначено более суровое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения преступления»
В 2008 году, когда в Армении произошли послевыборные столкновения между участниками массовых протестов и силовиками и 10 человек были убиты в центре Еревана, в Уголовном кодексе не было статьи 300.1 о свержении конституционного строя. Конституционный суд также отмечает, что, согласно статье 73 Конституции, «во-первых, законы и другие правовые акты, ухудшающие правовой статус лица, не имеют обратной силы. А во-вторых, законы и другие правовые акты, улучшающие правовой статус лица, имеют обратную силу, если это предусмотрено этими актами».
После решения Конституционного суда адвокат второго президента Арам Вардеванян заявил, что уголовное преследование в отношении Кочаряна должно быть немедленно прекращено. Генпрокуратура, поддерживающая обвинение в суде, пока не выразила свою позицию, ожидая опубликования решения.
Представитель правопреемников 9 из 10 граждан, погибших во время кровавых поствыборных событий 1 марта 2008 года, адвокат Тигран Егорян считает, что преследование по статье 300.1 Уголовного кодекса, решением Конституционного суда признанной антиконституционной и недействительной, действительно должно быть прекращено и дело в этой части должно быть закрыто.
Егорян, бойкотирующий судебные заседания с сентября прошлого года, не стал раскрывать скобки о том, какую тактику они разработали, но подчеркнул, что обсуждение вопросов, связанных с судебным процессом над Кочаряном и другими, следует оставить на период после выборов. Он, по сути, раскритиковал действующую власть за то, что она не провела существенных реформ в судебной системе, вследствие чего и было принято известное решение.
«Учитывая деятельность различных государственных органов за эти три года по тем основным направлениям, которые по большому счету проистекает из так называемого содержания власти, считаю ее особенно деструктивной в том смысле, что все важные инициативы, все важные направления провалились на половине пути», - отметил адвокат.
По словам эксперта по международному праву Ара Казаряна, в минувшую пятницу Конституционный суд подтвердил заключения Венецианской комиссии и Европейского суда по правам человека. В прошлом году КС обратился за консультацией к этим международным структурам. В то же время Казарян считает, что решение КС не имеет отношения к основному делу «1 марта» и не означает, что дело о гибели 10 человек в послевыборных столкновениях развалено.
«Это означает, что данная статья не может быть применена, и, по сути, эта статья признается недействительной со дня ее создания. Это означает, что все дела, которые были возбуждены или возбуждаются, или находятся в производстве на основании этой статьи, просто должны быть закрыты. Одним из правовых последствий также является то, что если в основе обоснованного сомнения для меры пресечения в виде ареста лежит эта статья, это означает, что содержание под стражей также автоматически считается незаконным, об этом уже даже есть конкретная позиция Европейского суда. Нельзя сказать, что дело «1 марта» развалено, можно сказать, что одна его часть потерпела неудачу», - сказал Казарян.
Звучащее после оглашения решения Конституционного суда мнение о возможности переквалификации обвинения эксперт по международному праву Ара Казарян считает ошибочным, подчеркивая, что изменить обвинение на основании тех же обстоятельств невозможно. «А придумать что-то новое сложно, потому что нужна масса соответствующих доказательств. Имейте в виду, что чем больше времени прошло с момента событий, расследуемых по уголовному делу, то есть, с момента событий прошло 12 лет, тем сложнее собрать доказательства. В связи с этим я считаю, что прокуратура не может пойти по тому же пути второй раз, и остается презумпция невиновности, то есть отказаться от обвинения, и именно в этом сила презумпции невиновности», - сказал он.
Правозащитник Артур Сакунц квалифицирует решение Конституционного суда как мяч справедливости, который ударил в ворота веры в справедливость. «Название этому узурпация государства. Речь идет не об одном лице, а о правительстве, власти, у которой есть организованная сила, которая имеет монополию на применение силы. Было ли применение правительством силы или осуществление полномочий соразмерно митингам?» - сказал Сакунц.
Правозащитник напомнил о событиях, произошедших в центре Еревана в 2008 году, о вовлечении армии во внутриполитические процессы, гибели 10 граждан, массовых арестах оппозиционеров.