Во время 44-дневной войны в Нагорном Карабахе в Ереване и Степанакерте обратили внимание на относительно сдержанную реакцию со стороны США как страны-сопредседателя Минской группы ОБСЕ, когда, по сути, решающую роль сыграли Россия и Турция, военные которых, в конечном счете, взяли на себя обеспечение безопасности в Карабахе и вокруг него.
Профессор социологии филиала Нью-Йоркского университета в Абу-Даби Георгий Дерлугян сегодня в беседе с Радио Азатутюн так обосновал свою точку зрения: «Думаю, не следует ожидать каких-либо изменений в американской политике в отношении Южного Кавказа, потому что это один из удаленных и не столь важных регионов мира. Южный Кавказ имел и может иметь какую-то важность во время конфликта с Россией и Ираном. Это, на самом деле, так сказать, переходный регион. Но если таких конфликтов не будет и если конфликт с Россией получит невоенный и неэкономический характер, то... короче говоря, Кавказ имел значение из-за возможных военных баз и нефте- и газопроводов. Военные базы и нефте- и газопроводы напрямую с Арменией не связаны. Если конфликт с Россией будет развиваться дипломатическим, идеологическим или даже экономическим путем, то вряд ли что-то изменится для Южного Кавказа, потому что дальнейшее распространение демократии и новые войны не ожидаются. Во всяком случае, я думаю, что новая администрация США постарается избежать новых войн».
Согласно информации, предоставленной Министерством иностранных дел Армении, США признали независимость Республики Армения 25 декабря 1991 года. В январе 1992 года были установлены дипломатические отношения, в следующем месяце в Ереване было открыто посольство США, а марте 1992 году в Вашингтоне было открыто посольство Армении.
Согласно Стратегии национальной безопасности Армении, принятой в июле прошлого года, накануне войны, «Армения продолжит развивать дружеское партнерство и углублять стратегический диалог с Соединенными Штатами Америки в направлениях реализации повестки дня развития и реформ в Армении, защиты демократии и прав человека, укрепления региональной и международной стабильности и безопасности».
Согласно последним данным, опубликованным Статистическим комитетом, по итогам января-ноября прошлого года США были шестым по величине торговым партнером Армении после России, Китая, Швейцарии, Германии и Ирана. За первые 11 месяцев 2020 года армяно-американская двусторонняя торговля составила 132,4 млн долларов или 4% от общего объема внешней торговли Армении.
С 1992 года Соединенные Штаты предоставили Армении помощь на сумму более 2 млрд долларов.
По мнению директора Института Кавказа, политолога Александра Искандаряна, администрация Байдена сосредоточится в первую очередь на Китае, а следующим важным регионом станет Европа. Россия не является приоритетом, и даже если в Вашингтоне решат выступить с какой-то инициативой в направлении Москвы, это будет больше ощущаться, например, на Украине и в Средней Азии, чем на Южном Кавказе.
«В некоторой степени изменится риторика США. Какую внешнюю политику США будут проводить - более изоляционистскую или в пользу глобализации, эти качели в США всегда имеют место, и в политическом смысле это выражается в виде внешней политики, проводимой Республиканской и Демократической партиями этой страны. При Байдене риторика будет немного более глобалистской. Трамп был очень своеобразным президентом Соединенных Штатов за прошедшие 70-80 лет, так что теперь будет немного другая риторика. Что касается реальной американской политики в отношении Южного Кавказа, я не думаю, что произойдут какие-либо серьезные изменения», - сказал Искандарян.