Микаэл Амбарцумян, возглавлявший Службу национальной безопасности (СНБ) Армении во время войны, одной из причин своей отставки считает то обстоятельство, что война не была прекращена раньше, и это в том случае, когда СНБ и Минобороны в ежедневном режиме докладывали премьер-министру о потерях, проблемах и перспективе. Об этом Амбарцумян заявил вчера в обширном интервью «5-му каналу».
«Почему премьер-министр не принимает решение относительно остановки войны? Речь не об объявлении перемирия, потому что мы видели, что этого не происходит фактически, перемирие не соблюдается, но ход войны не останавливается, и они не начинают переговорный процесс», - сказал он.
Амбарцумян подчеркнул, что ему непонятно, какую цель преследовали власти, не останавливая войну. «Куда мы идем? К чему мы придем в конце концов? Мы потеряем Степанакерт или потеряем уже северные районы, чтобы прийти к точке остановки или завершения военных действий? Совокупность всего этого привела к тому, что во мне созрело это решение», - сказал он.
По словам бывшего и.о. директора СНБ, на заседании Совета безопасности 19 октября начальник Генштаба Оник Гаспарян подробно представил текущую ситуацию и перспективы, показав, что мы движемся к поражению. Амбарцумян отметил, что в ходе заседания было предложено прекратить боевые действия․
«Такого же мнения придерживался и Тоноян, если память мне не изменяет, который там также присутствовал. Присутствовали также представители оппозиционных фракций Национального собрания Арман Абовян и Эдмон Марукян. Состоялось достаточно подробное обсуждение, но, тем не менее, после этого такого решения принято не было», - сказал Амбарцумян.
В своем интервью Амбарцумян, возглавлявший СНБ всего около месяца, напомнил, что в те дни такое предложение сделал президент России Владимир Путин, который позже пояснил, что президент Азербайджана Алиев на него согласился, а Пашинян отказался.
После окончания войны Пашинян сообщил в своей записи в Facebook, что армянская сторона обратилась к президенту России с вопросом о прекращении боевых действий, он созвал заседание Совета безопасности и объявил о необходимости прекращения войны.
Между тем, по утверждению принимавшего участие в этом заседании Микаэла Амбарцумяна, он не был знаком с предложением Владимира Путина и оно не стало предметом обсуждения. «Когда я узнал об этих конкретных предложениях, а узнал я о них не от премьер-министра, а от моих коллег, естественно, я был удивлен, почему мы не идем на этот шаг, что нам мешает. Почему мы медлим? Ведь это был единственный реальный способ остановить войну с меньшими людскими и территориальными потерями», - сказал он.
Радио Азатутюн связалось с пресс-секретарем премьер-министра Мане Геворкян, которая сказала, что Никол Пашинян неоднократно говорил об обстоятельствах непрекращения войны. «Мы готовы на болезненные уступки, но не на капитуляцию», - сказал премьер-министр, подчеркнув, что Азербайджан хотел капитуляции, а не урегулирования карабахского конфликта.
Премьер-министр Пашинян, касаясь предложения России, более месяца назад заявил, что, согласно предложенным условиям, российские миротворцы должны были быть размещены не на границах НКАО, а на тогдашней линии соприкосновения, когда Гадрут и Талыш уже находились под контролем Азербайджана. Другим условием прекращения огня было возвращение азербайджанских беженцев в Шуши.
По словам Пашиняна, это сделало прекращение огня невозможным, поскольку в этом случае более 90% населения Шуши составляли бы азербайджанцы, которые контролировали бы дорогу в Степанакерт.
По словам Микаэла Амбарцумяна, если бы не усилия и не помощь России в ходе войны, последствия для армян были бы гораздо худшими. В этот период соседние страны Иран и Грузия, по словам Амбарцумяна, проявили очень сбалансированную позицию, правильно оценив ситуацию. «Не могу раскрывать скобки. Не имею права. Но в любом случае могу констатировать, что Армения была не одна, Армения увидела сбалансированную позицию, подход со стороны упомянутых Вами государств», - сказал он.
Амбарцумян также считает, что Пашинян должен подать в отставку, после чего будут организованы выборы.