Радио Азатутюн: - Какая сейчас ситуация в селах Хин Тагер и Хцаберд?
Никол Пашинян: - По нашим сведениям, российские миротворцы также находятся в окружении. Есть проблема со связью, потому что из-за местоположения, а также из-за событий есть определенные проблемы со связью, причем эти проблемы есть и у российских миротворцев, и там у нас сложилась определенная кризисная ситуация.
Радио Азатутюн: - Мы получаем различную информацию о новых пленных на участке Гадрут-Шуши. Действительно ли есть новые пленные?
Никол Пашинян: - Да, такая информация есть, еще раз хочу сказать, что это в рамках одного и того же события, то есть это не разные события, происходящие на разных участках, а в рамках событий, происходящих на участке Хцаберд-Хин Тагер.
Радио Азатутюн: - Не логично ли на самом деле в этой ситуации, чтобы, например, произошла хотя бы смена премьер-министра?
Никол Пашинян: - Вопрос не в том, уйдет премьер-министр или нет, вопрос в том, кто решает, кто будет премьер-министром в Республике Армения. Народ должен решить это своим выбором, внеочередные выборы не могут проводиться только по моей воле и решению, вокруг этого должно быть достигнуто соглашение.
Радио Азатутюн: - Группа политических сил, а также масса людей, не имеющих к ним никакого отношения, требуют Вашей отставки. В ответ Вы два дня назад сказали, что откажетесь от статуса, данного народом, только на основании достоверных результатов волеизъявления народа. Поясните, пожалуйста, что это означает. Вы говорите, что уйдете только путем выборов?
Никол Пашинян: - Проблема не в том, уйду ли я в отставку или нет, проблема в том, потеряет ли народ свой статус формирующего власть или сохранит его. Я не могу допустить, чтобы народ потерял свой статус формирующего власть и обладателя власти. И я поднял вопрос с трибуны Национального собрания, почему эти силы не требуют досрочных парламентских выборов?
Радио Азатутюн: - Они говорят, что вы их сфальсифицируете.
Никол Пашинян: – У них есть хоть один факт того, что за время моего премьерства имела место фальсификация хотя бы одного голоса на каких-либо выборах?
Радио Азатутюн: - Они говорят, что в 2018 году у Вас не было необходимости фальсифицировать выборы, а сейчас, возможно, Вы пойдете на этот шаг.
Никол Пашинян. – Необходимость, возможно, но мы знаем, что те силы, которые хотят, так сказать, отобрать власть у народа, на протяжении всей своей деятельности занимались фальсификациями выборов и удержанием власти путем избирательных фальсификаций. В конце концов, если голос народа будет сфальсифицирован, народ знает, что делать.
Радио Азатутюн: - Господин премьер-министр, помимо этих политических сил, об отставке правительства говорили также президент Армен Саркисян и католикосы. Например, президент говорит, что в стране политический кризис, который необходимо разрешить, и по количеству людей, стоящих на улице, не следует судить, большой кризис или маленький. Как вы считаете, в этой ситуации не была бы действительно логичной, например, хотя бы смена премьер-министра и формирование переходного правительства, как, например, предлагает президент, пусть и не со стороны тех сил, которые сегодня выходят на улицы?
Никол Пашинян: - Кого должна представлять эта власть, вопрос именно в этом. Иногда на рабочем уровне мы называем этот процесс так называемым бунтом элиты, реальная цель которого - отнять власти у народа, потому что вопрос заключается в следующем: власть формирует народ или какие-то люди в закрытых помещениях путем договоренностей? По сути, что предлагается, говорится: давайте сделаем так, чтобы народ не формировал власть, а власть формировали какие-то элитарные группы в закрытых помещениях, в закрытых клубах, на основе закрыты решений. В этом вся проблема.
Я уже сказал, что считаю, что люди дали мне этот статус, чтобы я его сохранил. Вы говорите, что есть группы, люди, которые требуют моей отставки, но есть люди, которые также высказываются публично, которые требуют от меня, чтобы я не уходил в отставку, следовательно, мой вопрос тот же: почему те люди, которые думают, что должна произойти смена премьер-министра, почему они не требуют досрочных парламентских выборов, кто-нибудь может объяснить?
Радио Азатутюн: - Они говорят: какой выбор может быть в этих условиях, когда люди скорбят, есть большой эмоциональный фон. Вазген Манукян заявил, что как минимум в течение одного года невозможно проводить выборы.
Никол Пашинян: - Поэтому я и говорю: давайте сосредоточимся на стабилизации ситуации вокруг Армении и стабилизации ситуации в Армении и подумаем о том, что делать дальше.
Радио Азатутюн: - Вы считаете виновными всех, кроме себя. В конце концов, Вы ведь в этой ситуации руководитель страны и ответственный. Вы говорите, что берете на себя ответственность, но обвинения направляете в другие стороны. В чем Ваша вина, господин премьер-министр?
Никол Пашинян: - Очень хорошо, я говорю, что считаю себя ответственным номер один, но не считаю себя виновным номер один. Это не значит, что я говорю, что я не виноват. Я говорю, что не нужно путать ответственность номер один и виновность номер один. Потому что я задаю очень простой вопрос, нам говорят, почему этот вопрос не был решен за эти 2,5 года, и перечисляют 30-летнюю повестку дня. Да, моя вина в том, что многие вопросы не удалось решить за 2,5 года, которые можно было бы решить лучше. И я беру на себя эту ответственность. Но это не означает, что вину за то, что не было сделано за 30 лет, за 25 лет, все должны валить на нынешнее правительство.
Внеочередные выборы не могут быть проведены только по моей воле и решению, по ним должна быть достигнута договоренность, в первую очередь с парламентскими силами.
Радио Азатутюн: - Крупнейшая оппозиционная партия заявляет, что готова встретиться с Вами только по одному вопросу - чтобы обсудить условия Вашей отставки.
Никол Пашинян: - Я говорю: почему они не требуют и почему не говорят о досрочных выборах? Кто будет решать судьбу власти в Республике Армения? Вопрос не в моей отставке, вопрос в том, кто будет решать судьбу власти в Армении, премьер-министра избрал народ, и только народ может добиться отставки посредством доказуемого волеизъявления.
Радио Азатутюн: - Различные группы, господин премьер-министр, обвиняют Вас в предательстве. Недавно бывший посол Армении в Ватикане опубликовал информацию, утверждая, что в октябре 2018 года в Дубае бывший директор Службы национальной безопасности встретился с представителем азербайджанских спецслужб и получил какой-то закрытый конверт, в котором предлагалось 5 миллиардов долларов за сдачу семи прилегающих к Карабаху районов. Что Вы скажете по этому поводу?
Никол Пашинян: - Во-первых, я в своем время публично заявил об этой связи, все знали об этом, что есть оперативная связь, и эта договоренность была достигнута после соглашений в Душанбе. То есть, там вообще не было никакого секрета, это первое. Во-вторых, я предлагаю возбудить уголовное дело на основании этого заявления, и пусть бывший чиновник, перешедший в ряды оппозиции, пойдет и даст показания, то есть, пусть публично даст объяснения: почему директор Службы национальной безопасности столкнулся в фактом предательства и не возбудил уголовное дело и не попытался задержать предателя? Значит, он предатель или хотя бы соучастник предательства. Либо он был, скажем, руководителем органа, подчиненного премьер-министру, не сообщил о преступлении в Специальную следственную службу или прокуратуру, либо в тот момент не ушел в отставку не созвал пресс-конференцию и не сообщил о том, что имеет место предательство.
Это ведь не словами определяется. Я согласен, давайте проведем открытое, прозрачное расследование, посмотрим, кто предатель, а кто нет. Или говорят: я продал Карабах и земли за 5 миллиардов долларов. Проведите расследование, я готов, в свое время я всем предложил подписать документ, дать доверенность, пусть по всему миру проверят мое имущество и имущество моей семьи, пусть проверят, улучшилось ли каким-либо образом материальное положение моей семьи за время моего пребывания в должности премьер-министра.
Радио Азатутюн: - Почему Вы пошли по пути обострения ситуации в Тавуше в июле? Почему этот небольшой успех преподнесли в Сардарапате как значительное достижение? Почему Ваш министр обороны говорил о формуле «новая война, новые территории»? Зачем идти на эти шаги, когда начальник Генштаба Вооруженных сил говорит Вам, что мы не готовы к войне?
Никол Пашинян: - Вариантом избежать войны был, фактически, отказ от будущего статуса Карабаха. Ситуация дошла до точки, когда война была неизбежна. Мы также проанализировали, что возможно не проиграть, и если возможно не проиграть, значит, не нужно сдаваться.
Полную версию интервью можно посмотреть здесь: