На опубликованной накануне карте участок этих двух сел был выделен синей линией как зона ответственности российских миротворцев.
«Что это значит, не могу сказать, но чувствую, что это нехорошо», - сказал глава администрации Гадрутского района Камо Петросян.
У Петросяна нет объяснения тому, что изменилось. Из примерно 50 общин Гадрутского района только эти два села остались под армянским контролем. В минувшую субботу азербайджанский спецназ вошел и расположился в окрестностях обоих сел. Премьер-министр Армении Никол Пашинян назвал это провокацией Азербайджана, направленной на обесценивание присутствия российских миротворцев. Однако российские силы до субботы не были размещены в этих селах, и теперь на официальной карте подтверждено, что не будут размещены.
Глава администрации Гадрутского района говорит, что удержать эти два села только армянскими силами невозможно.
По словам Петросяна, в настоящее время в Хцаберде находятся российские миротворцы, в Хин Тагер - азербайджанцы. Что изменилось? Передаются ли Азербайджану и эти два села, оставшиеся ранее на армянской стороне? Никаких комментариев на этот счет от карабахских властей получить не удалось.
Глава села Хин Тагер Эдик Айвазян удивлен, он отмечает, что в течение 44 дней армянские силы и добровольцы держали эти села неприступными. «Как получилось, что мы столько времени удерживали их, а теперь они пришли и говорят – это наше, выходите?» - сказал Айвазян.
То же касается и стратегической горы Дизапайт с ее местом паломничества, монастырем Катаро 4-го века. Все попытки Азербайджана захватить эту высоту не увенчались успехом ни в 1990-е годы, ни в этой недавней войне. Глава села Эдик Айвазян говорит, что сегодня армяне оставляют и высоту, и монастырь Катаро вследствие непонятной пока договоренности.
«Во время войны стратегически любая высота имеет большое значение для обеих сторон, особенно Дизапайт, он горы до Аракса, до границы с Ираном, по воздуху нет даже 25-30 км. Если она будет в руках русских, это будет выгодно русским, будет в руках турок, будет выгодно туркам. Вся территория лежит как на ладони», - сказал глава общины Хин Тагер.
В двух селах проживало 200 человек, во время войны они покинули свои дома, не взяв с собой никакого имущества. Теперь жители этих сел лишены также возможности воспользоваться программами помощи, предусмотренными для карабахских беженцев, поскольку, согласно официальным документам, они не потеряли свой населенный пункт и могут вернуться в свои дома в Хцаберде или в Хин Тагер.
Вот уже три дня в селах Мец Шен и Хин Шен чрезвычайная ситуация
Вот уже три дня, как сложилась чрезвычайная ситуация в селах Хин Шен и Мец Шен Бердадзорского подегиона. Вооруженные силы Азербайджана вошли на территорию этих сел, которые на протяжении сотен лет были армянскими и, согласно трехстороннему заявлению, остались под контролем армян, блокировали дорогу из села Мец Шен в село Хин Шен. Три дня Хин Шен находится в окружении. Там живут десятки людей, женщины, дети.
Глава села Мец Шен говорит, что они пригласили российских миротворцев, те пришли в небольшом составе. «Русские ведут переговоры, они говорят: наш начальник приказал - мы пришли сюда, прикажут уйти – уйдем», - сказал он.
Вчера омбудсмен Карабаха попытался разобраться в ситуации на месте, а затем в записи в Facebook отметил, что Азербайджан нарушает политические договоренности на высоком уровне, создавая угрозу физической безопасности для населения Хин Шен – женщин и детей. По словам главы села Мец Шен, омбудсмен Карабаха – единственный чиновник, который приехал к ним. «Остальные по телефону все узнают, но никто не приезжает», - сказал он.
Почему азербайджанские вооруженные силы перекрыли дорогу и укрепились на высотах армянских сел? Разве невозможно в этих условиях хотя бы эвакуировать оказавшихся в окружении мирных жителей - женщин и детей? На эти вопросы уже третий день никто не отвечает.