Переговоры о цене на газ с Россией не завершились, голубое топливо для населения не подорожает - вице-премьер

Вице-премьер Армении Мгер Григорян (архив)

Переговоры о цене на газ и тарифе на доставку газа с Россией не завершились, голубое топливо для населения не подорожает, а что касается предложения Путина о том, что газ может подешеветь, если страны Евразийского экономического союза (ЕАЭС) перейдут на единый бюджет и единую систему налогообложения, то в данный момент Армения и ЕАЭС не готовы к подобной степени интеграции, сегодня в интервью Радио Азатутюн такое мнение высказал вице-премьер Мгер Григорян.

1 апреля этого года стало известно, что компания «Газпром Армения», являющаяся 100-процентной дочкой российского монополиста «Газпром», обратилась в Комиссию по регулированию общественных услуг с заявкой о повышении с 1 июля тарифов на газ для потребителей в среднем на 11%. Заявка пока изучается.

«Это прогноз, потому что я не уполномочен говорить об окончательных решениях и даже о проектах решений, но, тем не менее, существует потенциальная проблема и набор возможностей для решения этой проблемы. И у меня сложилось впечатление, что есть все возможности, чтобы в этих рамках газ для населения вообще не подорожал. Считайте это впечатлением или мнением, потому что будет некорректно, если я сейчас буду говорить о решениях. Но та потенциальная величина, которая сегодня запрашивается компанией «Газпром Армения», и та масса, в которой эта потенциальная величина должна быть распределена, позволяют принять множество решений, включая решение, при котором это не окажет непосредственного влияния на население», - отметил вице-премьер.

«А в случае с хозяйствующими субъектами также есть мнение-впечатление, что это изменение не будет критическим или не будет таким, чтобы значительно повлиять на себестоимость и привести к росту цен», - добавил он.

По словам Григоряна, сегодня позиция Армении состоит в том, что тарифы на транзит и поставку газа внутри ЕАЭС должны быть как можно более единообразными, потому что если цена на газ в союзе различается, то товары тех стран, где газ дешевый, автоматически получают преимущество по отношению к товарам других стран-членов союза, где газ дорогой. В результате армянским компаниям будет трудно или невозможно продавать свою продукцию в ЕАЭС.

Относительно возможности установления единого тарифа на газ (включая транзит и поставки) для стран ЕАЭС Григорян выразил убежденность в том, что у российской стороны есть место для компромисса. «Не официально, а во время рабочих обсуждений была озвучена такая позиция, что по этому вопросу может быть достигнут компромисс. Но суть вопроса заключается в следующем: будет ли у российской стороны один тариф, а для других стран единый или же для всех пяти стран, включая Россию, будет единый тариф? Это очень важный аспект, потому что был отклонен не единый тариф как стратегическое содержание, а единый тариф для всех пяти стран. Потому что, да, Россия, как было заявлено, считает, что она предложит свой внутренний тарифный план другим странам, если будет уверена в том, что весь набор инструментов для конкуренции работает, что означает более глубокую интеграцию. Так о чем же речь? Позвольте мне сказать это более простым языком. Российская сторона говорит, например, что если она установит единый внутренний и внешний тариф, тариф ЕАЭС станет внутренним тарифом России, то тогда, например, начнутся налоговые маневры. В этом случае, если это действительно единый равный тариф, можно, например, получить конкурентные преимущества за счет налога на добавленную стоимость. Вот о чем была речь», - отметил вице-премьер.

На вопрос, готово ли правительство Армении к более глубокой интеграции, к единому бюджету, единой системе налогообложения, вице-премьер ответил: «Я считаю, что в данный момент нет. Оставим в стороне вопросы, касающиеся суверенитета, где, конечно, ответ очевиден, но здесь есть также и другая проблема. А сам союз готов в практическом смысле пойти на единые, глубоко интегрированные правила? Я считаю, что нет, потому что это довольно сложная, длительная и тяжелая работа. Мы видим, что эта работа была проделана в качестве попытки со стороны Евросоюза, но и вы, и я видим, сколько проблем это содержит и как глубоко и вдумчиво нужно это обсуждать. Кстати, никто не отрицает, что это нужно глубоко обсуждать. Но о готовности на данный момент, конечно, не может быть и речи».

На вопрос, видит ли он здесь также проблему суверенитета, Мгер Григорян ответил, что в такого рода вопросах просто не может не быть подобной проблемы.

Интервью целиком можно посмотреть здесь: