Начиная с мая 2018 года, в Армении была объявлена непримиримая борьба с коррупцией, что удостоилось не только одобрения армянской общественности, но и внимания международного сообщества. Об этом заявил премьер-министр Никол Пашинян в ходе созванного сегодня совещания по борьбе с коррупцией, в котором приняли участие руководители правоохранительных органов.
«Однако за это время я уже несколько раз заявлял, что, несмотря на беспрецедентные объемы борьбы с коррупцией, я не удовлетворен результатами. Уверен, что результатами не удовлетворено и общество», - сказал глава государства, подчеркнув, что в данном случае имеет в виду «не только и не столько вынесение приговоров по коррупционным делам, сколько возвращение украденных у государства и народа средств в государственную казну Армении».
Обосновывая беспрецедентность масштабов борьбы с коррупцией, Пашинян отметил: «Примечательна та статистика, которую опубликовала Специальная следственная служба. В соответствии с ней, в течение 2019 года восстановленная сумма по уголовным делам составила 4 млрд 331 млн драмов, что в 7 раз превышает сумму по делам, расследованным службой за весь предыдущий период ее деятельности. Такая же или примерно такая же ситуация имеет место и в других правоохранительных органах. Служба национальной безопасности в 2019 году восстановила на 1371% больше средств, по сравнению с 2017 годом. Следственный комитет в 2019 году восстановил на 462% больше средств, чем в 2017 году. Полиция восстановила в 2019 году на 10767% больше средств, по сравнению с 2017 годом. Подобная статистика и процентный рост, конечно, впечатляющие, если не сказать - сенсационные. Но если мы переведем данные проценты в абсолютные цифры, то должны признать, что после ненасильственной, бархатной, народной революции 2018 года мы, по самым оптимистичным подсчетам, восстановили лишь 150 млн долларов, включая также восстановления, которые имели место в рамках производств, расследуемых в следственном управлении Комитета госдоходов».
«Если из данной статистики убрать показатели Комитета госдоходов, то сумма уменьшится вдвое. Почему я выделяю часть Комитета госдоходов? Потому что здесь очень трудно отделить невыполненные, а затем восстановленные чистые налоговые обязательства от расчета чистых коррупционных доходов. Если мы будем основываться только на суммах, восстановленных Специальной следственной службой, Службой национальной безопасности и полицией, то можем ли мы утверждать, что 70-80 млн долларов, восстановленные за 1,5 года, соответствуют тому ущербу, который коррупция нанесла Армении за последние 30 лет. Мой ответ однозначен - нет». - подчеркнул премьер.
«Все это время я принимал объяснения относительно имеющихся объективных и субъективных трудностей при расследовании дел, нехватки экспертных возможностей, длительности процесса, перегруженности следователей и др. Не могу не признать, что часть этих объяснений действительно объективна и справедлива. Но, с другой стороны, проходит время, и медлительность нашей правоохранительной системы дает части коррупционеров возможность сбежать из Армении, другой части – скрыть доказательства преступлений, - сказал Пашинян и продолжил: - Есть еще более вопиющие ситуации, когда компании, вовлеченные в коррупционные схемы, или полученное незаконным путем имущество принадлежат тому или иному бывшему или нынешнему высокопоставленному чиновнику, но правоохранительные органы не находят доказательств этих связей. Эти полностью компрометируют правоохранительную систему и борьбу с коррупцией в целом. К этому прибавляется тот факт, что ключевые свидетели по ряду дел, даже подозреваемые и обвиняемые, сумели покинуть страну, в результате чего следствие по этим делам зашло в тупик либо находится на пути к нему, либо стоит перед такой угрозой».
«Я не стану скрывать свою оценку и четко скажу, что одна из основных причин подобной ситуации заключается в том, что в высших звеньях правоохранительных органов были в буквальном смысле предатели, которые под завесой борьбы с коррупцией руководствовались совсем другими расчетами и другими инструкциями. Но вопрос состоит в следующем: можем ли мы гарантировать, что сегодня правоохранительная система полноценно и в полную силу выполняет свои функции по части борьбы с коррупцией, начиная со следственных действий и заканчивая оперативно-разыскными мероприятиями? К сожалению, я не могу дать на этот вопрос уверенный положительный ответ», - заявил Никол Пашинян.
«Да, согласно процентной статистике, мы имеем беспрецедентные объемы и достижения. Но беспрецедентный означает никогда до сих пор не зарегистрированный, никогда не имевший место. И здесь нужно четко сказать, что в Армении никогда, повторяю, никогда не велась реальная борьба с коррупцией, и поэтому сравнение с нулем нельзя рассматривать как выгодное и объективное. Из-за коррупционной деятельности должностных лиц Армения понесла убытки на миллиарды долларов. И я, как руководитель Армении, получил от народа мандат также за обещания вернуть эти миллиарды. И поэтому я ожидаю, что правоохранительные органы, с привлечением всего следственного и оперативно-разыскного потенциала, оправдают справедливое ожидание нашего народа», - сказал Никол Пашинян.
Отметив, что то, что Армения пострадала от коррупции, является международно признанным фактом, он продолжил: «Недавно в довольно скандальных условиях был опубликован доклад Всемирного банка под названием «Присвоение иностранной помощи элитами», в котором указаны те страны, где значительная часть иностранной помощи присваивалась элитами и переводилась в офшорные зоны. Как можно было догадаться, Армения оказалась в лидирующей двадцатке этих стран. В этом списке, к примеру, оказались Буркина-Фасо, Бурунди, Гана, Гайана, Гвинея-Бисау, Замбия, Мавритания, Нигер, Уганда и другие страны, страдания народов которых по причине коррупции хорошо известны в мире».
«Но мы должны иметь представление обо всем этом отнюдь не из докладов международных экспертов, потому что большая часть этого грабежа происходила на наших глазах, и наша правоохранительная система должна быть в состоянии дать грамотные правовые формулировки всем нам известным фактам», - заявил премьер-министр.
В то же время, он пояснил, что все это никоим образом не может и не должно быть истолковано как негативно окрашенное высказывание по отношению к законной предпринимательской деятельности в Армении. «Бизнес, экономическая деятельность в Армении должны быть полноценно защищены от любого незаконного вмешательства. Мы ставим перед законным бизнесом лишь одну задачу: платить законные налоги. После этого пункта наш мессидж предпринимателям остается прежним: обогащайтесь и обогащайте, а мы создадим для этого все необходимые условия», - заключил свое выступление премьер-министр.