Находящимся в Лорийской области «объектом стратегического значениия», который был приватизирован в ущерб интересам государства, как отметил на пресс-конференции премьер-министр Никол Пашинян, по полученным Радио Азатутюн сведениям, является Дзорагетская гидроэлектростанция («Дзора ГЭС»).
«Я сейчас не хочу делать такое заявление, которое вызовет проблемы в плане предварительного следствия, но Микаэл Минасян был собственником многих объектов в Армении и до сих пор им остается, другое дело, что эта собственность была зарегистрирована на женщину, имя которой никому ничего не говорит. Зря они делают вид, что не в курсе, о чем идет речь», - сказал премьер-министр.
Еще в мае прокуратура Армении сообщила, что находящееся в составе Министерства обороны и работающее с прибылью ЗАО «Дзора ГЭС» в 2010 году было отчуждено по цене в несколько раз дешевле рыночной стоимости. Уже после проведенного в этом году изучения было возбуждено уголовное дело, которое в настоящее время находится в производстве Специальной следственной службы (ССС).
«По делу проводится предварительное следствие, и из интересов следствия я не могу в данный момент сообщить другие подробности», - в беседе с Радио Азатутюн сказала пресс-секретарь ССС Марина Оганджанян.
Мы поинтересовались у пресс-секретаря ССС, есть ли обвиняемые по данному уголовному делу, включая бывшего посла Армении в Ватикане Микаэла Минасяна, последняя, однако, отказалась сообщать эту информацию.
Губернатор Лорийской области Андрей Гукасян также не знаком с материалами дела и не знает, кто в настоящее время является собственником ГЭС, но в одном он уверен: отчуждение «Дзора ГЭС» было большим преступлением.
«Данное имущество, которое на момент отчуждения стоило около 8 млрд драмов, было отчуждено за 3 млрд 600 млн драмов, тем самым уже был нанесен большой ущерб», - отметил Гукасян.
Согласно информации, предоставленной прокуратурой еще в мае, процесс отчуждения ГЭС осуществлялся поэтапно, тщательно спланированным способом.
Тариф за единицу электроэнергии, произведенной ГЭС, находившейся в составе Министерства обороны и в 2006-2010 гг. принесшей оборонной системе прибыль в размере более 2,5 млн долларов, в 2009 году с 13,9 драмов был снижен до 2,7 драмов. Согласно прокуратуре, это было сделано «для обеспечения видимых оснований для продажи работающей без прибыли компании по цене ниже рыночной». Тем самым компания около года работала фактически без прибыли.
«Поскольку компания уже была задокументирована как нерентабельная, на этом основании, вероятно, она была отчуждена по гораздо более низкой цене, чем рыночная», - сказал Гукасян.
В 2010 году ЗАО «Дзора ГЭС» уже было отчуждено решением правительства в пользу компании «Дзорагет Гидро». По данным прокуратуры, в последующие годы ГЭС работала с высокой прибылью, в 2011-2018 гг. получив доход в размере более 29 млн долларов. Согласно информации, полученной в Департаменте по управлению государственным имуществом, рыночная стоимость ГЭС по состоянию на декабрь 2010 года должна была составлять не 3,5 млрд драмов, а около 8 млрд драмов.
«Например, по состоянию на 2018 год стоимость этой компании составляла бы 14 млрд драмов», - отметил Андрей Гукасян.
Председатель общественной организации «Эколур» Инга Зарафян в 2015 году провела в «Дзорагет Гидро» исследования.
«Наши эксперты изучили 125 малых ГЭС, построенных на природных водных ресурсах», - сказала Зарафян.
По словам Инги Зарафян, специалисты сразу заметили, что «Дзораген Гидро» искусственно оказалась в числе малых ГЭС, чтобы воспользоваться предоставляемыми малым ГЭС льготами и продавать электроэнергию по более высокой цене. На самом деле она имеет гораздо большую мощность, чем все другие малые ГЭС в Армении.
«В мире принято, что порог мощности для малых ГЭС составляет 10 мегаватт. Вообще 2-3 мегаватта - это нормально, 3-4 - уже начинает увеличиваться», - подчеркнула Зарафян.
Зарафян напомнила, что в 2011 году правительство пересмотрело свое решение об установлении максимальной мощности для малых ГЭС, повысив порог мощности для малых ГЭС с 10 до 30 мегаватт. Зарафян отметила, что тогда было известно, что это делается для «Дзорагет Гидро».
«Этим решением, фактически, «Дзора ГЭС» автоматически вошла в список малых ГЭС и сразу же без каких-либо инвестиций в несколько раз увеличила прибыль. Почему? Потому что тариф для малых ГЭС в несколько раз выше, чем тариф для средних ГЭС», - сказала глава «Эколур».