Стивен Ньютон, 18 лет назад ставший очевидцем убийства 43-летнего гражданина Грузии, члена партии «Дашнакцутюн» Погоса Погосяна, находится в Армении и готов повторить в суде свои показания, которые в 2001 году суд под председательством судьи Мнацакана Мартиросяна решил не принимать во внимание на основании того, что они были сделаны на английском языке.
Являвшийся ключевым свидетелем по этому делу гражданин Великобритании в 2001 году был приглашенным преподавателем в Школе управления. По его словам, он видел, как телохранитель бывшего президента Армении Роберта Кочаряна жестоко избил Погоса Погосяна в мужском туалете кафе «Арагаст» за то, что в тот день Погосян подошел к Шарлю Азнавуру и Роберту Кочаряну и сказал: «Привет, Роб».
В беседе с корреспондентом Радио Азатутюн Стивен Ньютон рассказал: «В сентябре 2001 года я был в «Поплавке» с группой друзей – музыкантов, художников, скульпторов. Мы хорошо проводили вечер. Кочарян прибыл со своим сопровождением. С ним был Азнавур, и все аплодировали доброму старичку. Они сели за столик. До этого там же находились двое мужчин, которые, похоже, были знакомы с Кочаряном. Они тоже отмечали какое-то событие. Видимо, они подошли к столу Кочаряна и сказали: «Привет, Роб» или что-то в этом роде. И он оскорбился этим. Когда Кочарян ушел, мы сидели здесь внизу прямо напротив мужского туалета перед ведущий к дороге лестницей. Те двое мужчин, которые здоровались с Кочаряном, последовали за ним, затем они вернулись в сопровождении телохранителей, которые затолкали их в мужской туалет. Моя жена тогда сказала: их убьют. Я не поверил тому, что услышал, и сказал: «Нет, пока я здесь этому не бывать». Я кинулся к туалету и зашел внутрь. Тот, которого называли Куку, бил одного мужчину прикладом пистолета. Я оттолкнул его. Когда я вошел, другой мужчина, Погос Погосян, лежал на полу, он был почти мертв, его голова распухла вдвое. Я крикнул о помощи. Телохранители не знали, кто я такой. Я полагаю, что они подумали, что я был послом, потому что на мне был костюм и галстук-бабочка. Моя жена пришла посмотреть, что происходит со мной. Она была обеспокоена. Я попросил ее вызвать скорую помощь. Врачи приехали очень быстро, но мужчина был уже мертв. Я поднялся по лестнице вверх...»
Радио Азатутюн: «Его смерть была зафиксирована?»
Ньютон: Да.
Радио Азатутюн: Вы это слышали
Ньютон: Да.
74-летний Стивен Ньютон рассказал, что на следующий день посол Великобритании в Армении помог ему отправиться в Румынию, поскольку были беспокойства по поводу его безопасности. Ньютон, однако, записал свои показания в Румынии и в присутствии британского консула в этой стране подписал их и в запечатанном виде отослал в Армению. Эти свидетельские показания, копия которых до сих пор хранится у Ньютона, адвокату правопреемника Погоса Погосяна Рубену Саакяну так и не удалось приобщить к делу. Отметим, что Рубен Саакян в настоящее время является одним из адвокатов, представляющих интересы Кочаряна, а в то время он представлял интересы брата Погоса Погосяна.
Ньютон: Я не могу поверить в это, потому что они, безусловно, могли бы перевести эти показания, ведь я же был главным свидетелем.
Радио Азатутюн: Вас когда-нибудь приглашали давать свидетельские показания?
Ньютон: Нет.
Только телохранитель Роберта Кочаряна Агамал Арутюнян, известный по прозвищу «Куку», сидел на скамье подсудимых. Его обвинили в неосторожном убийстве по статье 103 Уголовного кодекса. Он был приговорен к двум годам условно. Свидетель из-за рубежа был удивлен: в его стране можно получить гораздо более суровое наказание лишь за оскорбление кого-либо.
«Насколько я помню, Куку дали всего 20 месяцев. В Армении у меня не было надежды на справедливость. Это безумие, когда кто-то прикладом пистолета избивает другого… Я не преувеличиваю, его [Погоса Погосяна] голова ужасно распухла, она стала вдвое больше. Это было хладнокровное убийство... У этих ребят не было шансов. Они были пьяны, но абсолютно безвредны. Что бы они ни сказали, такое обращение с ними было неоправданным», - подчеркнул Ньютон.
Британец помнит, как в день инцидента видел в кафе тогдашнего министра юстиции Давида Арутюняна. Он утверждает, что тот никак не отреагировал на его слова о том, что в кафе только что был убит мужчина и что следует вызвать полицию.
Ньютон: Когда я поднялся по лестнице, там был министр юстиции Давид Арутюнян. Он разговаривал по телефону. Я сказал: «Сделайте так, чтобы этих людей задержали». Он закрыл свой телефон и ушел. И моя жена тогда сказала: «Тебе лучше уйти отсюда».
Радио Азатутюн: И что сделали Вы?
Ньютон: Я заорал, потому что все еще играли джаз. Я крикнул: «Почему вы продолжаете слушать эту музыку? Эти ублюдки только что убили человека». Музыка прекратилась, все были удивлены, а потом я тоже ушел.
Кстати, Стивен Ньютон говорит, что после «бархатной революции», еще в прошлом году, он отправил письмо премьер-министру Николу Пашиняну, к которому приложил копию своих показаний, однако ответа пока не получил.