Сегодня армянские парламентарии 99 голосами «за» при 22 голосах «против» избрали Ваге Григоряна судьей Конституционного суда (КС) Армении.
Кандидатура Григоряна на должность члена КС была выдвинута президентом Армении Арменом Саргсяном на следующий день после того, как Артур Вагаршян не был избран на вакантную должность судьи Конституционного суда.
Президент Армен Саргсян выдвинул кандидатуру Ваге Григоряна, который являлся представителем правопреемников жертв событий 1 марта 2008 года, во второй раз. В первый раз это было после смены власти в прошлом году, когда большинство мест в Национальном собрании по-прежнему контролировалось бывшей правящей Республиканской партией Армении.
Сразу после избрания Григорян выразил надежду на плодотворную работу с председателем КС Грайром Товмасяном, сколько бы она ни продлилась. Должность председателя КС после революции по-прежнему занимает бывший депутат от Республиканской партии Грайр Товмасян, но Григорян не стал скрывать, что готов работать и на посту председателя КС.
Хотя прямо не было заявлено о том, что правящая фракция «Мой шаг» проголосует за кандидатуру Григоряна, однако во фракции не скрывали положительного отношения к кандидату. Во фракции «Мой шаг» 88 депутатов, за Григоряна отдали свои голоса 99 депутатов, что подсказывает, что в оппозиционных фракциях «Процветающая Армения» и «Лусавор Айастан» («Просвещенная Армения»), которые объявили о свободном голосовании, кандидат также получил поддержку.
Секретарь фракции «Лусавор Айастан» Геворк Горгисян озвучил как минимум две озабоченности: «Одна - это беспристрастность кандидата в политическом смысле, вторая – нарушение закона. Потому что в законе четко говорится, что президент должен выдвинуть нового кандидата. Мы знаем, что Ваге Григорян не новый кандидат. Правящее большинство могло изменить закон и подождать, чтобы в следующем году выдвинуть господина Григоряна на место, доставшееся правительству. Почему они этого не сделали, не понимаю. Всем этим, мы, похоже, закладываем мину замедленного действия внутри самого Конституционного суда».
Ваге Григорян ответил на обе озабоченности. Что касается выдвижения его кандидатуры во второй раз, то он исключил, что стоял бы на этой трибуне, если бы его статус был уязвимым. Он сказал, что первым заинтересован в том, чтобы вопрос стал предметом изучения и прозвучало окончательное мнение. Касаясь озабоченности о том, что он не беспристрастен, Григорян сказал: «Я не буду скрывать и не хочу скрывать, что у меня есть друзья в блоке «Мой шаг». Наша дружба была построена на идеологической основе, и эта идеологическая основа вовсе не является партийной идеологической основой. Она была построена вокруг общей мечты и общей цели – демократической, свободной Армении. Независимо от того, являются они моими друзьями или нет, с момента принесения клятвы судьи, с момента, когда я буду избран судьей, у судьи больше нет друзей».
Обсудждения были довольно бурными: звучали аплодисменты, эмоциональные выступления, критика и слова похвалы. Как в случае с предыдущими кандидатам, от фракции «Мой шаг» неудобные вопросы Григоряну заданы не были.
«Сегодняшняя истерия. Естественно, что должна была быть истерия. Все фейсбуковские фейки заняты писаниной, затем через их прессу они дублируют эту писанину, продолжая ее, потому что у них истерия. У них должна быть истерия, потому что они должны бояться правового государства, потому что они всегда были антиправовыми», - сказал депутат правящей фракции Ованнес Ованнисян.
Представители правящего блока сочли второе выдвижение Ваге Григоряна восстановлением справедливости, она напомнили о пройденном Григоряном пути. Ованнес Ованнисян сказал, что кандидат при авторитарном режиме прошел через репрессии. В 2005 году Григорян был арестован по обвинениям в присвоении и фальсификации документов, 8 лет спустя, в 2013 году, возбужденное против него дело было закрыто.
Григорян является представителем правопреемников жертв «1 марта» в Европейском суде по правам человека, а также защищает их интересы в армянских судах. Во время строительства Северного проспекта в Ереване он был адвокатом граждан, ставших жертвами доминирующего общественного интереса. Он представил в КС заявление оппозиции с требованием признать общегосударственные выборы недействительными.
Депутаты правящей фракции встретили выступление депутата фракции «Лусавор Айастан» Армана Бабаджаняна аплодисментами. Точка зрения Бабаджаняна отличалась от критической позиции, высказанной другими депутатами оппозиционной фракции. Он сказал: «Сегодняшние выборы – это всего лишь возможность не допустить, чтобы главари той власти и их новоиспеченные сателлиты получили шанс или надежду на возвращение».
Ваге Григорян и сегодня заявил, что он является сторонником президентской формы правления. Как минимум, обсуждения по вопросу изменений, по его мнению, необходимы.
Григорян высказал свое мнение по поводу принятой в 2015 году Конституции: «Извините за очень грубое высказывание, но она подобна ребенку, рожденному после изнасилования. Мы все любим его и прочее, но мы всегда помним о его происхождении».
Ему возразил Геворк Петросян из фракции «Процветающая Армения»: «Вы высказали очень неудачную остроту, уважаемый господин Григорян. Что значит: действующая Конституция – это ребенок, родившийся в результате изнасилования? Я сейчас не хочу Вас спрашивать о том, кто насильник. Но если это так, почему вы хотите на плечах ребенка, являющегося результатом этого изнасилования, пройти в Конституционный суд?»
В тайном голосовании по кандидатуре Григоряна сегодня также принял участие председатель Национального собрания Арарат Мирзоян. Он, кстати, отреагировал на выраженную Григоряном готовность работать в качестве председателя Конституционного суда.
«Я как председатель Национального собрания не сказал ничего, из чего бы вытекало, что я хочу, чтобы Грайр Товмасян подал в отставку. Я говорю с точки зрения Ваге Григоряна: кто не хотел бы сам стать, если бы был таким подготовленным человеком?»