Правосудие переходного периода не может быть инструментом расправы, оно будет средством примирения - Зейналян

Министр юстиции Артак Зпейналян, 3 апреля 2019 г.

«У нас есть очевидное улучшение в правоприменительной практике ареста», - в беседе с Радио Азатутюн заявил министр юстиции Артак Зейналян, в то же время отметив, что ее нельзя считать максимально удовлетворяющей конституционным и конвенционным нормам.

По его словам, сегодня суды гораздо смелее отклоняют ходатайства об аресте или признают неправомерность задержания.

«Нужно разделить основания для ареста, и если оснований для ареста достаточно и они правомерны, то нужно оценить также следующее: совместимо ли состояние здоровья лица с нахождением под стражей. Их нужно отделить друг от друга. Законодательно было ограничение для освобождения арестованного в связи с состоянием здоровья. Мы инициировали законодательные изменения, чтобы этот запрет был снят, однако на практике это также применяется. Сейчас, насколько мне известно, проводится экспертиза с целью уточнения, соответствуют ли имеющиеся у Манвела Григоряна заболевания списку заболеваний, [несовместимых с арестом], или нет», - сказал глава Минюста.

На вопрос, на каком этапе находится правосудие переходного периода и насколько соответствует конвенции о защите прав и свобод человека инициатива правительства, согласно которой в случае незаконного обогащения имущество может быть возвращено, но судебных приговоров не будет, Зейналян ответил: «Речь идет о конфискации без судебного приговора. Заголовок может ввести в заблуждение и с первого взгляда вызвать конфликт с презумпцией невиновности, однако в более содержательном плане это касается имущества, приобретенного незаконным путем. Армения присоединилась к международным договорам, по которым взяла на себя обязательство внести это в свое законодательство. Это находится в ряду взятых Арменией на себя международных обязательств, и не наше правительство к этому присоединилось, мы тоже присоединились бы, если бы Армения ранее не присоединились. Сейчас решением премьер-министра создана группа, в которой разрабатывается этот закон, это касается собственности и имущества, приобретенных незаконным путем. Скажем, лицо скончалось, и это по логике гражданско-правовых отношений может стать предметом рассмотрения в суде».

Зейналян отметил, что вопрос правосудия переходного периода находится в компетенции Национального собрания, в Министерстве юстиции провели исследования и изучения, и эти материалы предоставлены парламенту.

«Есть разные модели, для разных ситуаций могут быть разные решения, здесь нет универсального решения, и я в очередной раз хочу напомнить, что это не может быть инструментом расправы, это будет средством примирения», - сказал Зейналян.