Артур Ванецян не подтверждает и не опровергает тот факт, что Наири Унанян был агентом СНБ

Глава СНБ Антур Ванецян, Ереван, 22 марта 2019 г.

Директор Службы национальной безопасности (СНБ) Армении Артур Ванецян не подтверждает, но и не опровергает тот факт, что Наири Унанян, совершивший в составе вооруженной группы нападение на парламент Армении 27 октября 1999 года, был агентом СНБ.

На днях Ваан Ширханян написал открытое письмо второму президенту Армении Роберту Кочаряну, в котором отметил, что после теракта 27 октября ему, Роберту Кочаряну и тогдашнему военному прокурору Гагику Джангиряну тогдашний глава СНБ Горик Акопян представил папку с делом агента СНБ Наири Унаняна, возглавившего группу, совершившую нападение на парламент, однако позже эта папка пропала.

«Может быть, сообщишь, кто приказал уничтожить это дело, которое мы четверо видели своими глазами на столе в кабинете Карена Демирчяна», - в письме обратился к Роберту Кочаряну Ваан Ширханян.

На сегодняшнем брифинге с журналистами в Национальном собрании Ванецян, отвечая на вопрос о том, есть ли у него информация о том, что Наири Унанян был агентом СНБ, Ванецян сказал: «Да, у меня есть информация, но я не подтверждаю и не опровергаю слова Ширханяна, есть ведущий дело орган – Специальная следственная служба (ССС), со всеми вопросами обращайтесь в ССС».

На уточняющий вопрос о том, значит ли это, что у него тоже была информация о том, что Унанян был агентом, глава СНБ ответил: «Я повторяю, я не подтверждаю и не опровергаю это. Расследующая дело Специальная следственная служба в случае необходимости ответит на этот вопрос. Еще раз подчеркиваю: я не опровергаю и не подтверждаю это. Заверяю вас, после специальной процедуры будет обнародовано то, что было».

Кстати, Ваан Ширханян в своем письме также утверждает, что Роберт Кочарян в день теракта в парламенте 27 октября с опозданием пошел в парламент, поскольку «ждал реакции, на произошедшее, надеясь, что народ объявит преступника героем, ждал продолжения операции с привлечением новых сил, надеялся, что команда Вазгена [Саргсяна] нападет на зал, уничтожит подонков, и у тебя будут все основания уничтожить команду». «Встречу со своим поддонком ты отложил на 13 часов, чтобы они истекли кровью, и если бы среди них были раненые, у них не осталось бы шанса на спасение. Такой расчет мог сделать только ты», - написал Ширханян.

«Если будут факты, которые дадут основание вновь открыть дело «27 октября» или возбудить новое уголовное дело, это однозначно будет сделано»

На вопрос, есть ли в открытом письме бывшего замминистра обороны новые обстоятельства, связанные с делом «27 октября», глава СНБ Артур Ванецян ответил, что генеральный прокурор направил известное письмо Ширханяна в СНБ и ССС, будут проведены соответствующие проверочные работы, и «если будут факты, которые дадут основание вновь открыть дело «27 октября» или возбудить новое уголовное дело, это однозначно будет сделано».

Председатель постоянной парламентской комиссии по вопросам обороны и безопасности Андраник Кочарян в беседе с Радио Азатутюн подчеркнул, что опубликованный Вааном Ширханяном список вопросов содержит в себе очень важные положения и дает возможность для серьезных разоблачений.

В частности, по словам Андраника Кочаряна, его интересует утверждение Ширханяна в связи с вопросом Мегри. В адресованном Роберту Кочаряну открытом письме Ширханян обвиняет второго президента Армении в намерении сдать Мегри Азербайджану.

«Я хочу напомнить, что я был также комендантом Мегри во время чрезвычайного положения. И я очень хорошо знаю, почему я был комендантом этого района. Я сказал господину Ванецяну, что если начнется процесс проведения расследования, те люди, которые владеют какой-либо информацией, начиная с меня, кто бы ни был, обязаны [сообщить ее] следственному органу… в тех вопросах, которые касаются национальной безопасности нашей страны, должны оказать определенное содействие. Очень возможно, что все это взаимосвязано. Говоря о раскрытии «27 октября», что Вы имеете в виду? Это тот вопрос, когда наша страна должна знать, откуда получила этот удар. Были ли в этом замешаны внешние силы?»

На вопрос, согласен ли он с тем, что если действительно выяснится, что Наири Унанян был агентом СНБ, то эта информация может серьезно изменить ситуацию в плане мотивов, организаторов «27 октября» и всех остальных вопросов, которые сегодня все еще актуальны, Андраник Кочарян ответил: «Такой наиболее осведомленный об этом человек, как Гагик Джангирян, сообщил, что видел личное дело. И об этом говорили люди, которые осведомлены об этом». Он отметил, что теперь все зависит от действий возглавляемого Ванецяном ведомства.

Кстати, министр по чрезвычайным ситуациям Феликс Цолакян, который на протяжении шести лет, с 2007-го по 2013 год, занимал должность заместителя директора СНБ, сегодня в ответ на вопрос Радио Азатутюн сказал, что не может сказать, был Наири Унанян агентом СНБ или нет. «Я тогда там не работал, и не мог знать об этом. Я был в контрольной службе президента и, естественно, не мог знать об этом», - отметил он.

27 октября 1999 года вооруженная преступная группа во главе с Наири Унаняном ворвалась в зал заседаний парламента, захватила заложников, а затем открыла стрельбу. Жертвами теракта стали спикер парламента Карен Демирчян, премьер-министр Вазген Саргсян, вице-спикеры парламента Юрий Бахшян и Рубен Мироян, депутаты парламента Арменак Арменакян, Микаэл Котанян и Генрих Абрамян, министр Леонард Петросян. Еще восемь человек были ранены.

В декабре 2003 года суд приговорил Наири Унаняна и пятерых членов его преступной группы к пожизненному заключению, еще один член преступной группы был приговорен к 14 годам тюремного заключения.

Приговоренный к пожизненному заключению Врам Галстян впоследствии совершил самоубийство, а приговоренный к 14 годам тюремного заключения Гамлет Степанян впоследствии скоропостижно скончался.

Арестованный в связи с делом «27 октября» Норайр Егиазарян еще во время предварительного следствия, согласно официальной версии, умер от удара током в СИЗО «Нубарашен».