«Коррупционные схемы начали действовать как раз в период правления Кочаряна» - реакция на интервью экс-президента

Роберт Кочарян (архив)

Экономической политики в Армении нет, борьба с коррупцией не может заменить экономическую политику, вчера в интервью телекомпании «Еркир медиа» заявил второй президент Армении Роберт Кочарян.

Экономист, советник премьер-министра Артак Манукян на это возражает: правительство не заменило экономическую политику борьбой с коррупцией. Это всего лишь один из компонентов этой политики. «Это не означает, что борьба с коррупцией приведет к долгосрочному экономическому росту, но это необходимая предпосылка для закладывания основ этого долгосрочного роста», - сказал Радио Азатутюн Манукян.

По мнению Роберта Кочаряна, в Армении не будет серьезных инвестиций до тех пор, пока намерения правительства не будут «внятно сформулированы». «Как оно будет относиться к бизнесу? Будет ли оно осуществлять проверки с помощью спецназа или же цивильным способом. Такого, кстати сказать, не было во время моего президентства и за последние десять лет. Теперь бизнесмену приходится думать, что однажды так придут и к нему», - сказал второй президент.

Офис вице-премьера Тиграна Авиняна, подводя итоги 100-дневной деятельности правительства, сегодня заявил, что в Армении есть прогнозируемый потенциал инвестирования в размере более 42 млн долларов и 20 млн евро. Предусматривается направить этот потенциал в сферы строительства, в том числе строительства заводов, возобновляемых источников энергии, производства экопанелей, высоких технологий, фармацевтики, страхования, в финансово-банковскую сферу, на создание национальных венчурных фондов и в другие сферы.

Член партии «Гражданский контракт», депутат Ален Симонян в ответ на критику со стороны второго президента напомнил о последствиях правления последнего для армянской экономики. «После 1 марта 2008 года программа «Вызовы тысячелетия» прекратила финансирование Армении. Что касается страха инвесторов, то в то время экономика была построена на воровстве. Когда начинаешь восстанавливать эту экономику, у тебя нет альтернативы: ты должен закрыть те дыры, через которые деньги государства уходили в карманы разных людей», - сказал Симонян.

Отвечая на звучащую в его адрес критику, занимавший в 1998-2008 годах пост президента Армении Роберт Кочарян заявил, что в годы его правления монополий не было.

Советник премьер-министра Артак Манукян в этой связи отметил, что «формально, при Серже Саргсяне также было много игроков [импортеров], но на самом деле конкуренции не было».

По словам Роберта Кочаряна, в стране не может быть двузначного экономического роста в условиях высокого уровня коррупции, на что Артак Манукян возразил, что механизм сращивания бизнеса и власти начал действовать именно в годы правления Кочаряна, а в результате двузначного экономического роста существенного снижения уровня бедности не произошло, тысячи людей в Гюмри продолжили жить в домиках-времянках. «Большую долю в этом росте составляло строительство на привезенные из России деньги, но благодаря этому экономика не могла стать диверсифицированной и эффективной», - сказал Манукян.

Кочарян также заявил, что в период его президентства в стране коррупционная пирамида не действовала. Манукян на это ответил, что именно люди из близкого окружения Кочаряна в период его правления «несоразмерно» разбогатели.

Второй президент в интервью затронул также разговоры о том, что его состояние оценивается в миллиарды долларов. Он заявил, что невозможно накопить состояние в размере 4 млрд долларов в стране с годовым бюджетом в 2,5 млрд долларов.

«Бюджет в 2,5 млрд долларов – это годовой бюджет, а Кочарян правил гораздо более длительный период», - напомнил Артак Манукян. По мнению же члена «Гражданского договора» Алена Симоняна, правоохранительные органы обязаны проверить «висящие в воздухе» слухи о приписываемых Кочаряну миллиардах долларов.

Кочарян, кстати, отметил в интервью, что власти проводят проверки в его компаниях, однако глубоко разочаровываются в их результатах.

Радио Азатутюн попыталось уточнить эту информацию в Специальной следственной службе, Службе национальной безопасности и Комитете государственных доходов. Указанные структуры пообещали ответить на этот вопрос в течение предстоящей недели.