Кочарян утверждает, что в 2008 году пытался удержать военных от участия в политических процессах

Второй президент Армении Роберт Кочарян (слева), 2006 г.

Второй президент Армении Роберт Кочарян в письменном интервью Yerevan Today, касаясь возбужденного недавно в Специальной следственной службе (ССС) нового уголовного дела по событиям 1-2 марта 2008 года, по которому обвинение предъявлено тогдашнему министру обороны Микаэлу Арутюняну, пояснил, что из себя представлял сверхсекретный приказ N0038 министра обороны.

«Это внутренний документ, и предпринятые действия находятся в рамках полномочий Минобороны. Вообще, по действовавшей тогда Конституции, исполнительная власть обеспечивала реализацию политики в сфере обороны и безопасности, а решения министра обороны не требовали утверждения со стороны президента. Переход на казарменное положение с целью укрепления боеспособности боевых подразделений – это обычное дело для армии. Абсурдно обвинять министра в том, что он надлежащим образом выполнял свою работу или в том, что этим решением было введено какое-то «фактическое военное положение»», - заявил экс-президент Армении, добавив, что, насколько ему известно, 1 марта 2008 года армейские подразделения не применяли оружие и в столкновениях с демонстрантами не участвовали.

На днях ССС сообщила, что министр обороны Армении Микаэл Арутюнян 23 февраля 2008 года подписал очевидно незаконный сверхсекретный приказ N0038 «О выполнении задач, поставленных верховным главнокомандующим Армении». Арутюняну было предъявлено обвинение в насильственном свержении конституционного строя Армении вместе с иными лицами. Кочарян по этому дело вызван в ССС в качестве свидетеля.

В сегодняшнем интервью Роберт Кочарян заявил, что после президентских выборов 2008 года пытался удержать военных от участия в политических процессах. В частности, отвечая на вопрос о том, какое совещание он провел с командным составом ВС 23 февраля, он сказал, что совещания как такового не было, была короткая встреча с командным составом, которая продлилась менее получаса. По словам Кочаряна, на этой встрече обсуждался вопрос отдельных членов правления Союза добровольцев «Еркрапа», которые участвовали в демонстрациях кандидата в президенты Левона Тер-Петросяна и призывали председателя союза, генерала Манвела Григоряна, занимавшего тогда должность заместителя министра обороны, присоединиться к ним.

«Получается, армия втягивалась в поствыборные процессы. Я говорил о недопустимости участия армии в политических процессах и потребовал от всех генералов, в том числе и от тех, кто состоял в правлении «Еркрапа», определиться - написать заявления об увольнении из армии либо уйти из правления союза», - отметил Роберт Кочарян.

Напомним, что 1 марта 2008 года во время массовых акций протеста, последовавших за президентскими выборами 2008 года, на которых победу одержал Серж Саргсян, произошли столкновения между силовикам и участниками акций. Так, рано утром 1 марта 2008 года полицейские напали на ночевавших на площади Свободы в Ереване оппозиционных демонстрантов, которые выражали свой протест против официальных результатов президентских выборов. Позже в тот же день на площади возле памятника Александру Мясникяну и в ее окрестностях между протестующими и силовиками произошли столкновения, в результате которых 10 человек погибли, сотни получили ранения. Спустя 10 лет после этих кровавых событий обстоятельства гибели 10 жертв все еще остаются невыясненными.