«При всех президентах армянские СМИ переживали регресс» - Меликян

Подытоживая ситуацию со свободой СМИ в Армении в период 10-летнего президентства Сержа Саргсяна, представители журналистских организаций отмечают, что Серж Саргсян не только не решил проблемы, созданные его предшественниками, но и добавил новые проблемы в медиасфере.

Представитель Центра медиаинициатив Гегам Варданян вспоминает начало президентства Саргсяна, когда тот пытался работать открыто, однако это продлилось очень недолго. За пресс-конференциями последовал дискриминационный подход: встреча с представителями нескольких СМИ, а затем уже в течение одного года два интервью одному конкретному СМИ.

«Даже был странный формат, когда с определенной группой проводилась пресс-конференция, после чего решили, что эту пресс-конференцию никто не будет транслировать до тех пор, пока она не будет выставлена на сайте вдминистрации президента, - вспоминает Гегам Варданян. - Были, конечно, интервью, брифинги во время различных визитов, в каких-то случаях журналисты смогли задать вопросы во время выборов президента РА, когда мы получили по крайней мере два очень веселых ответа, один из которых - это известный ответ 2013 года: сколько захотим, столько и забьем (имеются в виду процентные показатели результатов выборов – ред.). Я имею в виду, что в течение этих лет либо Серж Саргсян, либо его команда старались по возможности избегать неподготовленных вопросов и в большинстве случаев это им удавалось».

За десять лет президентства Саргсяна деятельность президента была освещена настолько, насколько это было выгодно президентской администрации, отмечает эту и другие проблемы Гегам Варданян: «Даже визиты в регионы снимаются и преподносятся общественности посредством СМИ настолько, насколько это желательно. Они, так сказать, занимаются имиджем президента. И это строго контролируется, правила игры приняты, и этот «самый лучший опыт» будет постепенно передаваться в правительство и другие ведомства».

Представители медиасферы утверждают, что Серж Саргсян не отличался от своих предшественников. Председатель Комитета по защите свободы слова Ашот Меликян вспомнил Левона Тер-Петросяна и Роберта Кочаряна, в период правления которых также были давление и ограничения.

«При всех президентах армянские СМИ переживали регресс», - отметил Меликян.

«Следует отметить, что при каждом президенте давление было своеобразным, и если бросить взгляд на середину 1990-х годов, то невозможно вспомнить, как после этих свободных условий власти решили полностью подавать прессу оппозиционной «Дашнакцутюн», и десяток редакций были просто разгромлены», - добавил он.

Гегам Варданян отметил, что в начале президентства Сержа Саргсяна насилие в отношении журналистов, по сравнению с периодами правления других президентов, уменьшилось, однако начиная с 2015 года «этот пробел» был восполнен. «Дни «Электрического Еревана» протесты против подорожания электричества - ред.) в 2015 году, а спустя год, в 2016 году, дни захвата полка ППС в журналистском мире помнят также как период насилия. «На самом деле с 2008-го по 2015 год, наверное, сравнительно меньше было физического давления и насилия, но в 2015-2016 годах «все встало на свои места» с этой точки зрения», - сказал он.

По данным возглавляемой Ашотом Меликяном организации, во время протестов «Электрический Ереван» насилию подверглись 22 журналиста. По возбужденным уголовным делам были осуждены лишь 4 полицейских. Что касается нападений на журналистов в дни захвата полка ППС, то в случае 20 пострадавших журналистов в качестве обвиняемых были признаны 9 гражданских лиц.

Ашот Меликян также упомянул нападения на журналистов во время парламентских выборов и выборов в Совет старейшин Еревана в 2017 году. В это период насилию подверглись, по меньшей мере, 17 журналистов. Из 29 случаев насилия и препятствования деятельности журналистов лишь по 7 было возбуждено уголовное дело, 5 из этих дел были закрыты на основании «отсутствия состава преступления», до суда дошли лишь 2 дела.

«Нарушений прав журналистов и СМИ несравнимо больше, чем привлеченных за это к ответственности лиц», - констатировал Меликян.

Эксперты отмечают, что за десять лет президентства Серж Саргсян и его команда, с одной стороны, ограничили деятельность журналистов, вплоть до того, что заседания правительства и Совета старейшин Еревана стали проходить в закрытом режиме, с другой стороны, открыли свои интернет-СМИ, пытаясь таким образом также контролировать данную сферу.

Министр юстиции Давид Арутюнян является одним из авторов законопроекта о проведении заседаний правительства и Совета старейшин Еревана за закрытыми дверями. На прошлой неделе после заседания правительства в беседе с журналистами он заявил, что доволен своей инициативой. «Да, я доволен. Вообще, когда я делаю какой-то шаг, я осознаю, что могу подвергнуться критике. Тем не менее, я стараюсь делать то, что, по моему мнению, поможет тому, чтобы обсуждения были более глубокими, более содержательными, а в результате принимались более качественные решения», - сказал министр.

Во «Всемирном индексе свободы прессы» международной неправительственной организации «Репортеры без границ» Армения среди 180 стран мира занимает 79-е место, что на 5 строчек ниже, чем в 2016 году.

Организация на прошлой неделе заявила о тенденции к ограничению свободы СМИ в Армении. Международная организация, штаб-квартира которой расположена в Париже, выразив особую обеспокоенность в связи с двумя законами, ограничивающими деятельность журналистов в правительстве и мэрии Еревана, призвала парламент Армении пересмотреть их.