Будущий премьер-министр как верховный главнокомандующий будет иметь меньше полномочий

Серж Саргсян (слева) и Карен Карапетян

Учитывая тот факт, что Армения переходит от полупрезидентской системы государственного управления к парламентской, законом также должен регулироваться вопрос о полномочиях верховного главнокомандующего страны.

Согласно уже введенному в обращение в парламенте проекту нового закона «Об обороне», после апреля 2018 года Верховным главнокомандующим Армении станет премьер-министр, однако решение об объявлении войны или установлении мира будет принимать Национальное собрание по предложению правительства. Заметим, что, по действующему законодательству, полномочиями выступать с подобным предложением обладает президент страны.

Согласно законопроекту, если созыв заседания Национального собрания становится невозможным, лишь в этом случае вопрос объявления войны может решать премьер-министр. Причем, если в настоящее время в случае вооруженного нападения на Армению президент объявляет военное положение и принимает решение о мобилизации, то, согласно предлагающемуся проекту, эти полномочия даются премьер-министру не напрямую, а возлагаются на правительство. Правительство объявляет военное положение, проводит общую мобилизацию, вводит в действие план применения вооруженных сил и представляет Национальному собранию предложение об объявлении войны или установлении мира.

Согласно законопроекту «Об обороне», вооруженные силы находятся в подчинении правительства. Хотя руководство ВС осуществляет министр обороны, однако непосредственным командующим является начальник Генштаба ВС. В невоенное время начальник Генштаба ВС подчинен министру обороны, во время войны – верховному главнокомандующему, то есть, премьер-министру. В целом, можно сказать, что по этому законопроекту, по крайней мере в оборонной сфере, верховный главнокомандующий-премьер-министр будет лишен тех прямых рычагов, которыми располагает нынешний президент.

Учли ли власти при подготовке этого законопроекта процессы, которые будут происходить после апреля 2018 года, когда Серж Саргсян сложит с себя полномочия президента, а парламент изберет премьер-министра? Директор «Международного центра человеческого развития», бывший депутат Национального собрания Армении, бывший член парламентской комиссии по обороне Теван Погосян подчеркивает, что этим законом делается попытка не сосредотачивать возможность принятия решений в руках одного человека и решать вопросы по коллегиальному принципу. Но, конечно, реальная жизнь и написанные тексты не всегда соответствуют друг другу, естественно, власть при принятии того или иного закона учитывает свои интересы, отмечает Погосян.

«Должно быть командное решение, и именно в этом главная задача парламентской системы», - сказал Погосян, отметив, что командные решения лучше единоличных.

«Мы всегда боролись за то, чтобы в руках президента не было всех рычагов. Хорошо, что мы не получим фиктивную вторую такую же модель, где в руках того же человека будут находиться [все рычаги]. Нам сегодня нужно правильно понять одно: изменится ли многое в нашей реальности после апреля следующего года или нет, это также будет зависеть от того, каким будет расклад, кто будет выдвинут на эту должность [премьер-министра]», - сказал Теван Погосян.

Теван Погосян

​Отвечая на вопрос о возможном решении президента Сержа Саргсяна продлить свою власть, заняв должность премьер-министра, Погосян отметил, что даже если Серж Саргсян не станет премьер-министром, он все равно может разработать разные сценарии продления своей власти и воплотить их в жизнь, при этом добавив, что сейчас сложно что-то прогнозировать, поскольку эти решения зависят от очень многих условий.