Новая программа социальной поддержки семей погибших или ставших инвалидами военнослужащих, удостоившаяся одобрения президента страны Сержа Саргсяна, в ближайшее время будет представлена на обсуждение правительства и парламента. Об этом Радио Азатутюн сообщил пресс-секретарь Министерства обороны Армении Арцрун Ованнисян.
Программа предусматривает выплату на протяжении 20 лет социального пособия семьям военнослужащих, погибших или ставших инвалидами в ходе боевых действий после 28 января 2017 года.Причем, средства на программу будут выделяться из созданного с этой целью фонда, бюджет которого будет формироваться путем взимания ежемесячно по 1000 драмов из зарплаты каждого работающего гражданина, а также из добровольных пожертвований.
Программа была неоднозначно воспринята обществом, более того, удостоилась критики некоторых кругов общества.
«Значит, по вашей вине и по вине ваших преступников были сотни погибших на границе, множество раненых, и для регулирования подобных рисков в будущем вы решили, что должны внедрить какие-то инструменты рэкета? Это поведение, присущее авторитарному режиму, не обсужденное с общественностью», - говорит правозащитник Левон Барсегян, квалифицировав это как «грабёж на государственном уровне».
Правозащитник уверен, что нет необходимости влезать в карман граждан. «Я считаю, что в госбюджете имеется достаточно ресурсов для обеспечения этих потребностей. Для этого необходимо ликвидировать коррупцию, сменить власть, ликвидировать монополии. Все очень просто. Но он на это не готов, он решает руководствоваться правилами зоны, тюрьмы. Нужны деньги, нужно собрать «общак», говорит: приносите, каждый по 1000 драмов в месяц, затем каждый по 4 тысячи… затем… разве так страной управляют? Чем ты управляешь – страной или тюрьмой, колонией?» - сказал Барсегян.
Он также коснулся сделанного вчера по этому поводу Сержем Саргсяном заявления, что во время апрельской четырехдневной войны общественность сплотилась и направила свои средства вооруженным силам, и эта программа даёт возможность таким же образом делать пожертвования, теперь уже в конкретный фонд. Между тем, это, как утверждает правозащитник, личное дело добровольных пожертвователей, и никто, в том числе и президент, не может кому-то что-то навязывать.
Член инициативы «Армия в реальности», на протяжении многих лет занимающейся проблемами армии, Заруи Ованнисян также подчеркивает, что власти не пользуется доверием общества, что позволило бы пожертвовать хотя бы 1000 драмов даже на гарантии безопасности страны.
«Фактически, после апрельского обострения был сделан вывод, что нация готова участвовать, вложить свои скудные средства в том случае, когда мы видим, какой социально необеспеченный слой населения служит в армии и кто погибает на границе. Теперь на ту же нацию, на тех же граждан вешают это бремя, не рассматривая ту коррупционную цель, которая привела именно к такой ситуации в системе обороны», - сказала активистка.
Андраник Кочарян, который в начале 1990-ых годов занимал пост заместителя министра обороны Армении, в беседе с Радио Азатутюн отметил, что государство обязано улучшать социальный пакет военнослужащих, но эта программа напоминает ему известные «красные линии» платных автостоянок. «Это похоже на те же «красные линии», потому что мы предлагаем обществу новый вид налога, не объясняя, как этот вид налога должен обслуживаться, контролироваться, управляться и стать социальным пакетом для военнослужащих», - сказал он.