МИД Армении отвечает Лаврову

Здание МИД Армении в Ереване

Министерство иностранных дел Армении отвечает на нашумевшее заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, подчеркивая что принципиальная позиция Еревана состоит в том, что нормализация армяно-турецких отношений должна быть без каких-либо предусловий.

На состоявшемся в прошлую пятницу в Ереване саммите Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) в беседе с журналистами Лавров отметил важность роли Турции в урегулировании карабахского конфликта.

Согласно сообщению ТАСС, Сергей Лавров, в частности, сказал: «То, что Турция может сыграть позитивную роль, обеспечивая разблокирование Нагорного Карабаха, обеспечивая нормальное экономическое взаимодействие в регионе - это такой важный фактор, который мы всегда учитываем. Если вдруг Армения и Турция вернутся к выполнению своих договоренностей без связи с карабахским конфликтом, мы будем только рады. Но наши ощущения, что прогресс в карабахском урегулировании будет ключевым, чтобы армяно-турецкие отношения нормализовались».

Сегодня, отвечая на вопрос Радио Азатутюн о том, насколько для Армении приемлем подход Лаврова, согласно которому нормализация армяно-турецких отношений увязывается с урегулированием карабахского конфликта, пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян сказал: «На протяжении многих лет позиция России, выраженная на самом высоком уровне, была и остается созвучной нашей принципиальной позиции, что нормализация армяно-турецких отношений должна быть без каких-либо предварительных условий. Мы по-прежнему остаемся верны этой нашей принципиальной позиции».

«Не думаю, что позиция России претерпела изменение», - добавил Балаян.

С 2009 года, когда в Цюрихе были подписаны известные армяно-турецкие протоколы, позиция Анкары и Баку состоит в том, что эти документы могут быть ратифицированы в парламенте Турции и армяно-турецкие отношения могут быть нормализованы только в том случае, если до этого будет урегулирован карабахский конфликт. Иначе говоря, Турция и Азербайджан пытаются добиться уступок со стороны Армении в карабахском вопросе.

Примечательно, что спустя всего несколько часов МИД Турции приветствовал заявление Лаврова. В ответ на это вчера в беседе с news.am заместитель министра иностранных дел Армении Шаварш Кочарян заявил: «Турции с ее неприкрытой односторонней позицией нет места в нагорно-карабахском переговорном процессе и ее нужно держать далеко от него. Единственное положительное влияние, которое Анкара может иметь в вопросе нагорно-карабахского урегулирования – это открыть границу с Арменией и прекратить поощрение провокационных и деструктивных действий Азербайджана».

Заместитель руководителя аппарата президента Нагорного Карабаха Давид Бабаян назвал ереванское заявление Лаврова «интересным». «Это интересное заявление, конечно. Мы всегда говорили, что армяно-турецкие отношения и урегулирование азербайджано-карабахского конфликта - это два отдельных процесса и их не нужно увязывать. С другой стороны, Лавров также сделал и ряд других заявлений, и я считаю, что все это следует рассматривать в совокупности. Он сказал, что Турция может играть положительную роль в урегулировании азербайджано-карабахского конфликта, если, к примеру, обеспечит разблокирование Карабаха и прочее», - сказал Бабаян.

Между тем, аналитик Акоп Бадалян обеспокоен этим заявлением Лаврова. Вчера в «Воскресной аналитической программе с Тамразяном» в эфире «Азатутюн ТВ» Бадалян подчеркнул, что российско-турецкие отношения не могут развиваться, без попрания интересов Армении. «Интересно, что этот подход звучит после визита Путина в Турцию 10 октября, что дает основание предположить, что, возможно, Россия и Турция в процессе восстановления своих отношений обсуждают и этот компонент. Естественно, что армянский вопрос не может не быть в контексте этих отношений», - сказал он.

Кстати, спустя всего три месяца после подписания армяно-турецких протоколов, 13 октября 2010 года, принимая в Москве тогдашнего премьер-министра Турции, а ныне президента этой страны Реджепа Эрдогана, президент РФ Владимир Путин, который в то время был премьер-министром России, заявил, что Москва «заинтересована в нормализации турецко-армянских отношений», однако неправильно увязывать нормализацию этих отношений с карабахской проблемой.