Пермяков приговорен к пожизненному заключению

Валерий Пермяков в зале суда (архив)

Суд общей юрисдикции Ширакской области сегодня приговорил военнослужащего 102-й российской военной базы Валерия Пермякова к пожизненному заключению, признав его виновным в убийстве семьи Аветисян из семи человек в Гюмри, разбойном нападении и попытке пересечения армяно-турецкой границы.

Судья в оглашенном приговоре не указал, где 20-летний Пермяков будет отбывать наказание, оставив в неопределенности даже адвоката российского военнослужащего Эдварда Агаджаняна.

«Я ждал, что решит суд. А суд воздержался. Оставил в неопределенности», - в беседе с Радио Азатутюн сказал Агаджанян.

Мы попытались выяснить и у судьи, и у обвинителя, почему суд ничего не заявил о месте отбывания наказания. Оба ответили, что при оглашении приговора и обвинительного заключения они руководствовались требованиями статьи 360 Уголовно-процессуального кодекса.

Отметим, однако, что ни один из пунктов вышеупомянутой статьи не касается места отбывания наказания осужденного.

Сегодня на оглашении приговора не присутствовали ни родственники семьи Аветисян, ни представляющие их интересы адвокаты.

Обычно в приговорах суда указывается, в исправительном учреждении какого режима будет отбывать наказание осужденный. В случае с Пермяковым этот вопрос также не был уточнен.

По словам представителя правопреемников потерпевших Ерема Саргсяна, суд по действующему законодательству может и не указывать место отбывания наказания, однако, учитывая важность дела, мог в судебном акте указать страну. «Если подходить чисто с правовой точки зрения, такого обязательного требования нет, чтобы в приговоре было это отмечено», - сказал он.

Адвокат процитировал армяно-российский межгосударственный договор, из которого становится ясно, что по вопросу отбывания наказания механизм регулирования отсутствует.

Ерем Саргсян считает, что Пермяков будет отбывать наказание в России. «Есть все правовые возможности для того, чтобы Пермякова передали российской стороне. Это то дело, где должна быть проявлена решимость и Пермякова не должны передавать».

Такого же мнения придерживается и другой представитель правопреемников потерпевших, Артур Сакунц. Он заявил, что они обжалуют оглашенный сегодня приговор. «Поскольку мы считаем, что Республика Армения, в лице ее следственных органов и суда первой инстанции не защитила права правопреемников семьи Аветисян. Потому что преступление не раскрыто», - сказал Сакунц.

Адвокат Пермякова сообщил, что он проконсультируется со своим подзащитным, после чего они примут решение – обжаловать вердикт или нет.

Старшая дочь Аветисянов Лусине Аветисян недовольна ходом судебного процесса. Многие вопросы в суде так и остались без ответа. «Обещали справедливое судебное разбирательство, но от начала и до конца не было справедливого судебного разбирательства», - заявила она.

По ее словам родственники собираются пройти все внутригосударственные судебные инстанции и обратиться в Европейский суд по правам человека с надеждой хотя бы там получить ответы на волнующие их вопросы.

Лусине не считает доказанным, что Пермяков был один. То обстоятельство, что шестеро российских военнослужащих не явились в суд в качестве свидетелей, еще больше углубило сомнения.

Вице-спикер Национального собрания Армении Эдуард Шармазанов (правящая Республиканская партия Армении) в беседе с Радио Азатутюн счел оглашенный приговор справедливым. От комментариев же по поводу места отбывания наказания он воздержался. «Для такого жестокого преступления было бы непонятным, если бы был другой приговор. А остальное… где он будет отбывать наказание, это, извините, не в ходит в мою компетенцию», - заявил он.

Убийство семьи Аветисян, в том числе двух малолетних детей, было совершено в Гюмри 12 января 2015 года. По данным следствия, в тот день Пермяков самовольно оставил службу в карауле на 102-й российской военной базе в Гюмри и с оружием ушел в город, где в одном из домов расстрелял из автомата шестерых членов семьи Аветисян и пытался заколоть штык-ножом полугодовалого ребенка, который неделю спустя скончался в больнице. Пермяков был задержан в тот же день - при попытке перехода в Турцию его остановили российские пограничники, которые охраняют границу Армении.

Пермякову также были предъявлены обвинения в дезертирстве, хищении оружия и его незаконном ношении. 12 августа 2015 года гарнизонный военный суд РФ в Гюмри признал Пермякова виновным, приговорив его к 10 годам лишения свободы в колонии строгого режима.

Дело об убийстве было выделено в отдельное производство и передано армянской стороне. Пермякову были предъявлены обвинения по п. 1, 5 и 8 ч. 2 ст. 104 УК Армении (убийство двух или более лиц, совершенное с особой жестокостью; из корыстных побуждений, заказное, а также сопряженное с вымогательством, разбоем или бандитизмом), по п. 3 и 4 ч. 2 ст. 175 (разбой, совершенный с незаконным проникновением в жилище, хранилище или помещение, с применением оружия или иных предметов, используемых в качестве оружия) и ч. 1 ст. 34-329 УК Армении (незаконное пересечение государственной границы).

В ходе судебного разбирательства Пермяков отказался давать показания, но при этом полностью признал все предъявленные ему обвинения.

Родственники семьи Аветисян подали в Европейский суд по правам человека гражданский иск против России. За смерть каждого из пяти взрослых членов семьи они требуют компенсацию по 50 тысяч евро и 200 тысяч евро за двух детей. Истцы считают, что РФ несет ответственность за убийство, так как российские власти допустили на военную службу человека с психическими отклонениями и доверили ему оружие.