Freedom House в ряду глубинных причин событий в Ереване указывает также на «олигархическую» экономику

«Двухнедельный захват полка патрульно-постовой службы полиции в Ереване, который завершился в минувшее воскресенье, удостоился неожиданной поддержки общества, подняв вопросы относительно будущей стабильности страны», - говорится в статьей, опубликованной на сайте правозащитной организации Freedom House, авторы которой попытались проанализировать причины и возможные последствия произошедшего.

«Когда вооруженная группа захватила территорию полка патрульно-постовой службы и предъявила властям требования - отставка президента и освобождение политзаключенных, общество отреагировало со смешанными чувствами, а власть и оппозиция молчали», - отмечают авторы статьи, добавляя, что в то время как провластные СМИ и президент хранили молчание, в обществе росли симпатии по отношению к вооруженной группе, тысячи демонстрантов вышли на улицы, получив жесткий отпор со стороны полиции.

«Радикальная попытка вооруженной группы изменить в стране статус-кво может восприниматься лишь в контексте авторитарных тенденций властей и порожденного этим отчаяния, и хотя антиправительственные акции протеста в последние годы носили в основном мирный характер, эти две недели сигнализируют о том, что в ожиданиях разочарованного армянского общества наблюдается тревожная напряженность, - высказывают мнение авторы статьи и продолжают: - Решение вооруженной группы сложить оружие в конечном итоге может увеличить симпатии общества к «Сасна црер», принимая во внимание тот факт, что повстанцы сейчас находятся в руках известной своей жестокостью системы правосудия Армении.

Касательно причин, лежащих в основе этого инцидента, в публикации Freedom House отмечается, что, «придя к власти в 2008 году, Серж Саргсян унаследовал систему, пользующуюся поддержкой олигархов, в условиях которой они, по сути, контролируют любую сферу экономики».

«Его правление началось в еще более авторитарной атмосфере - после последовавших за спорными президентскими выборами массовых протестов и 10 убийств 1 марта. Хотя в 2013 году выборы не привели к подобному насилию, однако серьезные нарушения на выборах и повсеместные жалобы на коррупцию вызвали еще большее разочарование в обществе.

В последние годы в стране был зафиксирован беспрецедентный уровень гражданской активности, и хотя на митингах и сидячих пикетах никто не пропагандировал насилие и немногие из участников призывали к существенной смене властной системы, власть и на них ответила большим сосредоточением сил полиции и грубым разгоном демонстрантов», - говорится в статье.

Авторы статьи отмечают, что это насилие со стороны властей, а также их политика по игнорированию требований протестующих заставили многих потерять надежду на то, что в стране возможно добиться наконец правосудия и законными и демократическими средствами призвать чиновников к ответственности.

Обращаясь к возможным последствиям этого кризиса, авторы статьи отмечают, что действия вооруженной группы могут оказать более широкое воздействие, чем изначально ставившиеся ими цели.

«Власть, которая ограничилась лишь квалификацией повстанцев как террористов и оказанием давления на их сторонников, так и не восприняла не столь приятную реальность: общество Армении поддерживает большую часть глубинных требований и протестов повстанцев.

До 17 июля многие не считали насилие возможным инструментом в руках оппозиции. Однако неожиданная позитивная реакция общества на захват полка полиции изменила понимание того, что допустимо во время антиправительственного восстания. И это новая и опасная реальность в политическом поле Армении, если учесть очевидную приверженность властей Армении применению несоразмерной силы в отношении даже мирных акций протеста», - отмечается в статье, опубликованной на сайте авторитетной правозащитной организации Freedom House.