Согласно последним данным, опубликованным Евразийской экономической комиссией, за первые четыре месяца этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, валовой внутренний продукт союза сократился на 1,2%.
В апреле этого года, по сравнению с апрелем 2015 года, внутренняя торговля ЕАЭС сократилась на 24,5%, а внешняя торговля – на 21,1%.
Власти Армении перед вступлением в этот инициированный Россией союз все время говорили о преимуществах и выгодах, которые должна получить экономика страны после присоединения к ЕАЭС.
По словам вице-премьера Ваче Габриеляна, снижение цены на нефть, девальвация валют стран ЕАЭС действительно оказали шоковое влияние на экономику.
Тем не менее, чиновник не согласился с замечанием о том, что Евразийский экономический союз пока не оправдал возложенных на него надежд: «Если бы не было Евразийского экономического союза, ситуация была бы еще хуже. Конечно, у нас были более высокие ожидания, но эти высокие ожидания связаны с экономической реальностью. Членство в Евразийском экономическом союзе смягчило тот удар, который мы получили».
Представители международных финансовых организаций советуют подождать, и, как сказала Радио Азатутюн представитель Международного валютного фонда в Армении Тереза Дабан Санчес, в ближайшем будущем экономика Армении не может выиграть от членства в ЕАЭС. «Взгляните на пример Европейского союза: входящие в него государства не изменились за один-два года, нужна среднесрочная политика. Возможно, мы не увидим быстрых изменений», - отметила она.
Экономист Ашот Егиазарян, обобщая прошедшие полтора года членства в ЕАЭС, сказал, что два фактора ясно показывают, что эта организация далека от того, чтобы быть состоявшейся. По словам экономиста, один из факторов – резкий спад торговли между странами-членами, который продолжается. «Причем, взаимный торговый оборот продолжает оставаться на очень низком уровне, примерно 8%, что означает, что эти страны экономически и в плане торговли не интегрированы друг с другом, они продолжают оставаться интегрированными с остальным миром», - сказал он.
По мнению Егиазаряна, ЕАЭС также оказался в институциональном тупике: «То, что в рамках ЕАЭС должна была осуществляться единая торговая, таможенная политика, по сути, полностью провалилось. Речь не может идти об общих рынках, об общей экономической политике. Исключения позволяют себе и Беларусь, и Казахстан..., и Россия. То есть, эти страны осуществляют одностороннюю, исходящую только из их интересов политику».