Папа Франциск: «Ваши страдания принадлежат и нам, помнить о них не только уместно, но и обязательно»

Папа Римский Франциск выступил с речью на площади Республики в Ереване во время Экуменической церемонии и молитвы о мире, 25 июня 2016 г.

В субботу вечером Папа Римский Франциск выступил с речью на площади Республики в Ереване во время Экуменической церемонии и молитвы о мире.

Радио Ватикана опубликовало текст речи Понтифика, представляем ее целиком:

«Досточтимый и возлюбленный Брат, Верховный Патриарх и Католикос всех армян, господин президент, дорогие братья и сестры,

благословение и мир Божий да будут с вами!

Я очень желал посетить эту возлюбленную землю, вашу страну, которая первой приняла христианскую веру. Почитаю благодатью оказаться на этих высотах, где под сенью горы Арарат, кажется, говорит даже тишина; где хачкары – каменные кресты – повествуют уникальную историю, проникнутую твёрдой, как скала, верой и безмерным страданием, – историю, полную великолепных свидетелей Евангелия, наследниками которых вы являетесь. Я прибыл паломником из Рима, чтобы встретиться с вами и выразить чувство, которое поднимается из глубины сердца: это любовь вашего брата, это братское объятие всей Католической Церкви, которая любит вас и близка к вам.

В последние годы визиты и встречи между нашими Церквами, всегда очень дружелюбные и часто запоминающиеся, слава Богу, участились; Провидение желает, чтобы именно в день, когда здесь вспоминают святых апостолов Христа, мы были снова вместе, дабы укрепить апостольское общение между нами. Я очень благодарен Богу за «реальное и глубокое единство» между нашими Церквами (ср. Иоанн Павел II, Экуменическое богослужение, Ереван, 26 сентября 2001 года: Insegnamenti XXIV, 2 [2001], 466) и благодарю вас за верность Евангелию, часто героическую, которая является бесценным даром для всех христиан. Собираясь здесь, мы обмениваемся не идеями, а дарами (ср. энциклика Ut Unum Sint, 28): мы собираем то, что Дух посеял в нас, в качестве дара для каждого (ср. апостольское обращение Evangelii Gaudium, 246). Мы разделяем с великой радостью многие этапы общего пути, уже далеко продвинувшегося, и смотрим поистине с упованием на день, когда с Божьей помощью мы объединимся у алтаря Христовой жертвы в полноте евхаристического общения. На пути к этой столь желанной цели «мы странники и странствуем вместе, [...] доверив свое сердце идущему рядом брату без подозрений, без недоверия» (там же, 244).

На этом пути нам предшествуют и сопровождают нас многие свидетели, в частности, многочисленные мученики, запечатлевшие своей кровью общую веру во Христа: это наши звезды в небе, сияющие для нас и указывающие путь, который еще предстоит пройти на земле к полному общению. Среди великих Отцов я хотел бы упомянуть о святом Католикосе Нерсесе Шнорали. Он питал необыкновенную любовь к своему народу и его традициям и был в то же время устремлен к другим Церквам, неутомимый в поисках единства, стремясь осуществить волю Христа: чтобы верующие «были едины» (Ин 17,21). Единство на самом деле не является неким стратегическим преимуществом, которого следует добиваться ради взаимных интересов; единство для нас – это то, чего требует от нас Иисус, и надлежит исполнить это с доброй волей и всеми силами, чтобы выполнить нашу миссию, с последовательностью предлагая миру Евангелие.

Для достижения необходимого единства недостаточно, по словам святого Нерсеса, доброй воли кого-то в Церкви: для этого необходима молитва всех. Как прекрасно собраться здесь, чтобы молиться друг о друге, друг с другом. И я сегодня пришёл просить у вас прежде всего о даре молитвы. Со своей стороны заверяю вас, что, принося Евхаристическую жертву на алтарь, я обязательно представлю Господу Церковь Армении и ваш возлюбленный народ.

Святой Нерсес ощущал также необходимость того, чтобы человечество возрастало во взаимной любви, потому что только любовь может исцелить память и залечить раны прошлого: только любовь искореняет предрассудки и позволяет признать, что открытость к брату очищает и улучшает собственные убеждения. Для этого святого Католикоса на пути к единству было важно подражать стилю любви Христа, Который «будучи богат» (2 Кор 8,9) «смирился» (Флп 2,8). Следуя его примеру, мы призваны иметь мужество, чтобы оставить жёсткие убеждения и интересы во имя любви, которая смиряется и отдаёт себя, во имя смиренной любви: она есть благословенный елей христианской жизни, драгоценный духовный бальзам, который лечит, укрепляет и освящает. «Будем восполнять недостатки с единодушным милосердием», – писал св. Нерсес (Письма господина Шнорали Нерсеса, Католикоса армян, Венеция 1873, 316), и даже – давал он понять - с особой любовью и кротостью, которая смягчает твёрдость сердца христиан, слишком часто занятых собой и собственными интересами. Не расчёты и выгоды, а смиренная и щедрая любовь привлекает к себе милость Божию, благословение Христа и обилие Святого Духа. Молясь и «любя друг друга от чистого сердца» (ср 1 Петр 1,22), со смирением и открытостью души, приготовимся принять Божественный дар единства. Продолжим наш путь с решимостью или, вернее, немедля устремимся к полному общению между нами!

«Мир Мой даю вам; не так, как мир даёт, Я даю вам» (Ин 14, 27). Мы слушали эти слова Евангелия, подготовившие нас к тому, чтобы просить у Бога того мира, который миру так трудно найти. Как велики сегодня препятствия на пути к миру и как трагичны последствия войн! Я имею в виду людей, вынужденных оставить все, особенно на Ближнем Востоке, где многие наши братья и сестры страдают от насилия и преследования, от ненависти и конфликтов, всегда разжигаемых язвой распространения оружия и торговли им, соблазном прибегнуть к силе и отсутствием уважения к человеческой личности, особенно к слабым, бедным и к тем, кто просит всего лишь о достойной жизни.

Я не могу не вспомнить о страшных испытаниях, которые пережил ваш народ: прошёл всего один век после «Великого Злодеяния», обрушившегося на вас. Это «огромное и безумное уничтожение» (Проповедь, Месса для верующих армянского обряда 12 апреля 2015 года), эта трагическая тайна беззакония, которую ваш народ испытал на себе, остается запечатленной в памяти и обжигает сердце. Я хочу повторить, что ваши страдания принадлежат и нам, это «страдания мистического Тела Христова» (Иоанн Павел II, Апостольское послание по случаю 1700-летия Крещения армянского народа: Insegnamenti XXIV, 1 [2001], 275); помнить о них не только уместно, но и обязательно: пусть они будут предупреждением во все времена, дабы мир больше никогда не попал в спираль подобных ужасов!

Я желаю в то же время вспомнить с восхищением о том, как христианская вера «даже в самые трагические моменты армянской истории была движущей силой, положившей начало возрождению истерзанного народа» (там же, 276). Эта вера есть ваша истинная сила, которая позволяет открыться к таинственному и спасительному пути Пасхи: раны, оставшиеся открытыми и вызванные лютой и бессмысленной ненавистью, могут так или иначе сообразоваться с ранами воскресшего Христа, – с теми ранами, которые были нанесены Ему и которые Он до сих пор носит в Своей плоти. Он показал их славными ученикам вечером пасхального дня (ср. Ин 20,20): эти страшные раны страстей, пережитых на Кресте, преобразованные любовью, стали источниками прощения и мира. Так даже самая большая боль, преобразованная спасительной силой Креста, глашатаями и свидетелями которого являются армяне, может стать семенем мира для будущего.

Память, прошедшая очищение любовью, становится способной идти новыми и неожиданными путями, где сети ненависти обращаются в замыслы примирения, где можно надеяться на лучшее будущее для всех, где «блаженны миротворцы» (Мф 5,9). Будет благом для всех потрудиться ради того, чтобы заложить основы для будущего, которое не позволит поглотить себя обманчивой силе мести; для будущего, в котором никогда не устают создавать условия для мира, то есть достойный труд для всех, забота о нуждающихся и беспощадная борьба с коррупцией, которую следует искоренить.

Дорогие молодые люди, будущее принадлежит вам: дорожа великой мудростью ваших предков, стремитесь стать миротворцами - не сторонними наблюдателями статуса-кво, но активными проводниками культуры встречи и примирения. Бог да благословит ваше будущее и да «содействует тому, чтобы восстановился путь примирения между армянским и турецким народами и чтобы мир воцарился также в Нагорном Карабахе» (Послание к армянам, 12 апреля, 2015).

В этом контексте я хотел бы, наконец, упомянуть еще об одном великом свидетеле Христа и миротворце, о святом Григоре Нарекаци, которого я провозгласил Учителем Церкви. Его можно также назвать «Учителем мира». Так он написал в этой необыкновенной книге, о которой я предпочитаю думать как о «духовной конституции армянского народа»: «Помяни [Господи ...] о врагах наших из рода людского: сотвори в них прощение и милость. [...] Не истреби кусающих меня, лишь исправь их! Искорени порочное земное поведенье и насади добро во мне и в них» (Книга скорбных песнопений, 83,1-2). (Там же, 3.2) Нарекаци, «ведатель страстей людских», пожелал даже отождествить себя со слабыми и грешниками всех времен и народов, чтобы ходатайствовать о всех (ср. там же, 31,3; 32, 1; 47,2): он стал «молящимся Богу посланцем мира всего» (там же, 28,2). Это его всеобщая солидарность с человечеством является великим христианским посланием мира, удрученным криком, который умоляет о милости для всех. Армяне, присутствующие во многих странах, которых я хочу отсюда по-братски обнять, да будут посланниками этого стремления к общению, «послами мира» (Иоанн Павел II, Апостольское послание по случаю 1700-летия Крещения армянского народа: Insegnamenti XXIV 1 [2001], 278). Весь мир нуждается в этой вашей вести, нуждается в вашем присутствии, нуждается в вашем чистейшем свидетельстве. Kha'ra'rutiunamenetzun! (Мир вам!)».