Итоги прошедшей накануне в Вене встречи президентов Армении и Азербайджана являются «достижением для армянской стороны», поскольку, главы внешнеполитических ведомств стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ включили в свое заявление тезисы, ранее озвученные президентом Армении Сержем Саргсяном. Об этом заявил вице-спикер парламента Армении, пресс-секретаря правящей Республиканской партии Армении (РПА) Эдуард Шармазанов.
«Предложения и тезисы президента Саргсяна отражены в заявлении министров иностранных дел - и относительно соглашения о прекращении огня от 1994 года, и относительно реализации механизмов расследования инцидентов, и относительно укрепления и расширения полномочий офиса ОБСЕ. И наоборот, предложения Азербайджана о том, что нужно заключить новое соглашение о прекращении огня, нужно выйти из соглашения 1994 года, нужно установить механизмы расследования инцидентов только тогда, когда армянская сторона уйдет с территорий, не были осуществлены», - сказал Шармазанов, заявив, что в Вене позиции международного сообщества и Армении совпали.
Между тем, Азербайджан, по мнению Шармазанова, не смог добиться своих целей: «Цель Азербайджана - нарушить перемирие, навязать новое перемирие, вырвать новые уступки, ввести новый политический документ… не была осуществлена. Если сказать одним словом, то это заявление показывает, что официальный Вашингтон, официальный Париж и официальная Москва, приняли предложение официального Еревана и у них такое же видение, что и у официального Еревана».
Руководитель оппозиционной парламентской фракции «Армянский национальный конгресс» Левон Зурабян подчеркнул, что поскольку после четырехдневной апрельской войны в стране возник кризис, они не станут критиковать власти. «В деле урегулирования этого военного кризиса власти Армении должны чувствовать себя сильными, будь то на поле боя, если есть необходимость, будь то в переговорах, где также нужно, чтобы власти чувствовали себя сильными и имеющими крепкий тыл. В этом причина того, что мы не озвучиваем ни критику в этом вопросе, ни комментарии, ни оценки», - пояснил Зурабян.
Он приветствовал встречи на высоком уровне, направленные на урегулирование карабахского конфликта, и особенно то, что была подчеркнута важность соглашения о прекращении огня 1994 года и внедрения механизмов сохранения режима прекращения огня. «Очевидно, что международное сообщество обеспокоено возможными опасными развитиями, очень хорошо понимает, что вспышка конфликта не ограничится лишь Арменией, Азербайджаном, Карабахом и приведет к серьезным потрясениям в более широком контексте международной политики. И поэтому видна и эта обеспокоенность, и также решимость предотвратить, урегулировать, что является позитивным фактом», - заявил представитель АНК.
Секретарь парламентской фракции АРФ «Дашнакцутюн» Агван Варданян также считает, что кровопролитные четырехдневные столкновения в апреле и азербайджанская агрессия вызвали серьезную озабоченность стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ. «Важно это внимание и осознание, что это может перерасти в неконтролируемый… и что вооружение Азербайджана и его стремление к нападению опасны для региона» - считает он.
Договоренности, достигнутые по итогам встреч в Вене, по мнению Варданяна, важны, однако сейчас нужно подождать, чтобы убедиться, что они выполняются. «Не в первый раз заключаются подобные соглашения, и Азербайджан постоянно нарушает их. Важно, чтобы на этот раз было осознание, что нужно по возможности навязать подобные механизмы, потому что без адресных оценок, без выяснения, какая сторона совершила нарушение, какая сторона совершила нападение, мы всегда остаемся на позициях уравнивания двух сторон», - сказал представитель АРФД.
Бывший министр иностранных дел Армении, депутат НС Александр Арзуманян в целом положительно оценивает венские встречи и заявление министров иностранных дел стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ, замечая, что в дальнейшем это может создать возможность для возобновления переговоров. «Поживем – увидим. Однако нужно осознавать, что эти договоренности всегда могут быть нарушены, как они и были нарушены, значит мы должны продолжать вооружать армию, переходить к реальным реформам… изменить наш образ жизни, провести реальные реформы, а не делать лишь заявления об этом, и стараться быть готовыми к любым посягательствам, которые нельзя исключать», - сказал Арзуманян.