Президент Армении Серж Саргсян сегодня встретился с послами стран-членов ОБСЕ с целью предоставить им информацию по ситуации вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе.
В своем вступительном слове,текст которого приводит пресс-служба главы государства, президент сказал:
«Благодарю Вас за оперативную реакцию на мое приглашение и Ваше присутствие здесь. Уверен, что всем Вам известна ситуация, сложившаяся вдоль линии соприкосновения в Нагорном Карабахе. Мы пригласили послов государств-участников ОБСЕ с целью проинформировать Вас о состоянии дел из первых рук.
Как Вы знаете, в ночь с 1-го на 2-е апреля, в пределах 4-го часа, азербайджанская сторона, согласно заранее разработанному сценарию, инициировала беспрецедентную провокацию вдоль всей линии соприкосновения с Нагорным Карабахом, осуществив широкомасштабные боевые действия с применением всего комплекса вооружений, в том числе бронетехники, тяжелой артиллерии и воздушных сил.
С первых же часов развернувшихся боевых действий под прицельный огонь противника попало гражданское население. Во дворе своей школы погибли и были ранены дети. В своих домах были жестоко убиты старики, мирные жители, в том числе 92-летняя женщина. Это было делом рук, скажем так, азербайджанской диверсионно-разведывательной группы, потому что ни одно подразделение азербайджанских войск не вошло ни в один населенный пункт. Правда, эта группа была сразу же после этого уничтожена, но факт остается фактом. Вчера эти кадры уже попали в средства массовой информации: просмотрите эти кадры и сравните их с регулярными высказываниями руководителя соседнего государства о защите прав населения Нагорного Карабаха в составе “островка толерантности” Азербайджана.
Благодаря своевременным и профессиональным действиям Армии Обороны Нагорного Карабаха стало возможным взять ситуацию под контроль.
Действий подобного масштаба не разворачивалось со времени установления режима прекращения огня 1994-го года. Провокационные наступательные действия были возобновлены азербайджанской стороной утром следующего дня и продолжаются до сего момента. Азербайджан продолжает вести прицельный огонь по мирному населению с использованием реактивных систем залпового огня и гаубиц. После объявления так называемого “одностороннего прекращения огня” азербайджанские вооруженные силы продолжили свои активные действия вдоль линии соприкосновения, а также подвергли артиллерийскому огню гражданские населенные пункты Нагорного Карабаха.
Республика Армения, как одна из сторон Соглашения о прекращении огня 1994-го года, будет продолжать полноценно исполнять все свои обязательства по обеспечению безопасности населения Нагорного Карабаха. Более того, я поручил Министерству иностранных дел разработать с Нагорным Карабахом договор о военной взаимной помощи. Тут я должен отметить, и я не раз заявлял об этом, что если военные действия, и в самом деле, продолжатся и примут широкомасштабный характер, Республика Армения признает независимость Нагорного Карабаха.
Дальнейшее ожесточение боевых действий может привести к непредсказуемым и необратимым последствиям, вплоть до широкомасштабной войны. Это, разумеется, будет иметь последствия для безопасности и стабильности не только южнокавказского, но и всего еврепейского региона.
Очевидно, что как прекращение боевых действий, так и мирное разрешение конфликта вообще исходит из интересов европейских стран. Особая роль в этом вопросе предусмотрена для ОБСЕ – кардинальной структуры, обеспечивающей и гарантирующей безопасность Европы.
К сожалению, все призывы армянской стороны о том, что Азербайджан рано или поздно станет заложником своей армяноненавистнической риторики и развяжет новую военную авантюру, что необходимо всеми возможными средствами остановить агрессора, не привели к желаемому результату. Когда Азербайджан бахвалился приобретением многочисленных вооружений, международное сообщество, можно сказать, отмалчивалось. Когда на самом высоком уровне Азербайджан заявлял о возможности решения проблемы военным путем, международное сообщество, можно сказать, отмалчивалось, когда Азербайджан дискредитировал деятельность Минской Группы ОБСЕ и отказывался от создания механизмов по укреплению мер доверия, международное сообщество опять-таки отмалчивалось, и сегодня тоже отмалчивается, тогда как Азербайджан применяет почти все виды вооружений, наличествующие в арсенале, и обстреливает мирное население. Между прочим, должен отметить, что всего несколько минут назад азербайджанская сторона впервые использовала тяжелые огнеметные системы типа ТОС-1. А когда Армия Обороны Нагорного Карабаха противодействует несколько раз превосходящим ее вооруженным силам Азербайджана, то ее призывают “проявить сдержанность.”
У меня есть три послания, которые я прошу Вас передать в свои столицы:
1. МИД (да и почему только МИД, это также следует из высказываний президента Азербайджана), как и другие азербайджанские официальные источники публично объявили, что по каким-то причинам, по всей видимости понятным только для им самим, но никак не укладывающимся в процессы, происходящие до сего дня, именно Азербайджан инициировал наступление. Согласно их объяснениям, Азербайджан напал на Нагорно- Карабахскую Республику для того, чтобы решить задачи, которые, предполагается, должны были быть решены в ходе мирных переговоров в рамках Минской Группы ОБСЕ. Мы ожидаем, что все стороны, обеспокоенные миром в регионе, потребуют конкретных объяснений от Баку в связи с развязыванием военных действий. Призывы к прекращению огня, направленные в равной степени Азербайджану и Карабаху не будут полноценны до тех пор, пока они не адресованны именно к стороне, развязавшей военные действия и не подкреплены последствиями в случае их игнорирования.
Армения и Нагорный Карабах выступают за прекращение боевых действий, строжайшее соблюдение режима прекращения огня 1994г. и возвращение армянских и азербайджанских воинских частей в казармы и на позиции, занимаемые ими до 1-го апреля 2016г. Для сохранения прекращения огня необходимо, чтобы ОБСЕ выступило со стабилизирующими мерами, в числе которых в данных условиях должны быть прежде всего скорейшее установление механизма расследования нарушений режима прекращения огня и значительное расширение мониторинговых возможностей Личного Представителя Действующего Председателя ОБСЕ. В зоне конфликта также необходимо значительно увеличить количество полевых помощников Личного Представителя Действующего Председателя ОБСЕ, фиксирующих на местах нарушения прекращения огня.
2. Я неоднократно говорил о том, что для разрешения любого конфликта, и особенно тех, которые связаны с судьбой народов, борющихся за свое право на самоопределение, необходимо устранить причины конфликта и только после этого перейти к остальным действиям, исходящим из этого урегулирования.
Армянская сторона, и об этом хорошо известно Сопредседателям Минской Группы и здесь присутствующим послам этих стран, никогда не отказывалась от логичных компромиссов в направлении урегулирования. Но их обсуждение будет осмысленно только лишь в то время, когда будет разрешена сама причина конфликта и над Нагорно-Карабахской Республикой не будет вновь висеть угроза колонизации и аннексии. Никто не может заставить какой-либо народ жить в составе государства, которое не принимает чаяния и ценности этого народа.
3. Очередным проявлением наглого поведения Азербайджана стало заявление министерства обороны Азербайджана, согласно которому Азербайджан, исходя будто бы из гуманитарных соображений, прекратил в одностороннем порядке ответные действия “по отношению к врагу” и начал осуществление плана укрепления обороны освобожденных территорий. Уверяю Вас, азербайджанцы никаких территорий не освобождали, и ныне вдоль всей линии соприкосновения идут бои лишь на небольших участках на юге и на севере. Надеюсь, что уже к окончанию нашей встречи бои на северном участке будут прекращены; им удалось продвинуться только лишь на 200-300 метров, неся больше чем одну потерю за каждый метр. Это же очевидно, что Азербайджан подобным образом пытается ввести в заблуждение международное сообщество и создать предпосылки для сокрытия собственноручно развязанных вооруженных столкновений и их последующего продолжения.
О так называемом “одностороннем прекращение огня” и речи быть не может, так как подписанные Азербайджаном трехсторонние Соглашение о прекращение огня 1994г., а также Соглашение об укреплении режима прекращения огня 1995г. являются бессрочными и действующими, а Азербайджан обязан следовать букве и духу этого документа вовсе не исходя из доброй воли, а в исполнение своих международных обязательств. Между прочим, считаю, что здесь должны сыграть определенную роль посредники тех дней, которые, на мой взгляд, являются гарантами сохранение режима прекращения огня. Нагорный Карабах является стороной этого документа, и Азербайджан должен напрямую сообщаться с властями Карабаха, нравятся карабахцы им, или нет. Более того, считаю, что каждый инцидент нарушения режима прекращения огня должен быть подвергнут тщательному расследованию и удостоен соответствующей оценки, так как лишь подобным образом можно гарантировать и мотивировать успешный переговорный процесс.
В качестве государства-участника ОБСЕ, Армения считает необходимым призвать всех государств-участников ОБСЕ проявить принципиальность в своих позициях. При политической воле и желании скорректировать ситуацию необходимо предпринять действенные шаги в этом направлении и принудить Азербайджан уважать режим прекращения огня 1994г.
Наконец отмечу, что одно из государство-участников ОБСЕ, а именно Турция, которая часто напоминает о своем членстве в Минской Группе, выступает с позиций разжигания большой войны в регионе и неприкрыто поощряет авантюристскую политику азербайджанского руководства. Азербайджан бахвалится своей будто бы одержанной победой, а Турция поздравляет его в связи с этим. В то время как международное сообщество осуждает, хотя только лишь на словах, применение силы в Нагорном Карабахе, Турция является единственной страной, кто оказывает безоговорочную поддержку азербайджанской авантюре. Заявления со стороны Анкары как до, так и после создавшейся ситуации создают впечатление, что эта страна в своих антиармянских подходах пытается перещеголять Азербайджан и создать очаг нового регионального напряжения, по части которого Труция накопила богатый опыт Турция на Ближнем Востоке. Те, кто желали видеть Турцию в числе посредников, должны сейчас понять, что эта страна придерживается подходов “кровно-родственной безопасности,” и она должна быть как можно дальше от нагорно-карабахского урегулирования.
В заключение хочу еще раз выразить Вам благодарность за Ваше присутствие и выразить надежду, что во имя общеевропейской безопасности и мира мои слова и озабоченность найдут позитивный отклик в Ваших столицах.
Готов ответить на Ваши вопросы».