Надежды Евгения Витишко

Евгений Витишко, февраль 2014 года

Кирсановский суд Тамбовской области 10 ноября снова рассматривает ходатайство краснодарского эколога Евгения Витишко о смягчении ему наказания по так называемому делу о "порче забора". Витишко отбывает трехлетнее наказание в колонии-поселении. Месяц назад Тамбовский областной суд согласился с жалобой эколога о том, что летом Кирсановский суд необоснованно отказался смягчать ему наказание, и отправил дело на новое рассмотрение. Защитники и соратники Евгений Витишко убеждены: поведение судов в его отношении изменилось после того, как перед Владимиром Путиным за эколога заступились правозащитники. Друзья Витишко верят, что в ближайшее время он выйдет на свободу.

Изменения в положительную сторону в деле Евгения Витишко наметились с середины осени. 1 октября, во время встречи президента России Владимира Путина с правозащитниками член Совета по правам человека Андрей Бабушкин и уполномоченный по правам человека Элла Памфилова указали на избирательность российского правосудия и привели в пример ситуацию Евгения Витишко, которого, по их мнению, "не только незаконно осудили", но еще и "незаконно условно-досрочно не освобождают". Президент признался, что о деле Евгения Витишко ему рассказывал и глава СПЧ Михаил Федотов, и пообещал разобраться в этой истории.

Это какой-то возврат в Средневековье

8 октября Тамбовский областной суд отменил решения нижестоящего Кирсановского суда в отношении Витишко – об отказе в смягчении ему наказания, об отказе в амнистии в связи с 70-летием Победы и об отказе в условно-досрочном освобождении. Суд отправил все ходатайства на повторное рассмотрение. 9 ноября Кирсановский суд вновь рассмотрел прошение Витишко об амнистии – и вновь отказал, разъяснив при этом, что Витишко сможет повторно обратиться за амнистией, если ему будет смягчено наказание.

10 ноября Кирсановский суд рассматривает прошение Евгений Витишко о смягчении его наказания, а 16 ноября – ходатайство об условно-досрочном освобождении. Комиссия Федеральной службы исполнения наказаний впервые заявила, что поддержит ходатайство эколога об УДО, что многие соратники эколога расценили как повод, дающий надежду на его освобождение. Ранее Евгений Витишко дважды обращался в суд с просьбой освободить его условно-досрочно, однако администрация колонии каждый раз возражала, мотивируя это тем, что у Витишко нет поощрений, а только взыскания, среди которых, например, было взыскание за неправильную прополку помидоров.

Вмешательство в ситуацию Евгения Витишко правозащитников и его персональное упоминание на встрече с президентом дает сторонникам эколога надежду на то, что их товарища скоро отпустят, сказал в интервью Радио Свобода координатор "Экологической вахты по Северному Кавказу" Андрей Рудомаха:

Андрей Рудомаха

– Мы ожидаем, что либо ходатайство о смягчении, либо ходатайство об УДО будут удовлетворены и что в ближайшее время Евгений Витишко выйдет на свободу. 1 октября информация о его вопиющем деле была донесена до президента России Михаилом Федотовым и Эллой Памфиловой. Были даны соответствующие поручения Генпрокуратуре и ФСИН разобраться с этой ситуацией. И мы видим, что после этого ветер изменился, совсем по-другому стали суды проходить. Колония дала положительную характеристику и выразила свое согласие с его досрочным освобождением. Ранее именно позиция колонии во многом препятствовала удовлетворению ходатайств. Сейчас колония даже не возражала против применения акта амнистии. Надеемся, что в скором времени эта эпопея закончится.

– Какие есть новости о самом Евгении? Как он, как его настрой?

– Он на днях звонил, у него бодрое настроение, он готовится к скорому освобождению. Настроен дальше заниматься правозащитной деятельностью.

Это частный случай, он не является отражением тенденций к лучшему

– Как вы считаете, это частный случай или все-таки наметилось какое-то положительное изменение в отношении краснодарских активистов, экологов?

– Нет, я не думаю, что это общая тенденция. Как находились "зеленые" под прессом, так они и находятся, но в отношении Витишко подвижка произошла. Но это частный случай, он не является отражением изменений к лучшему, – считает Андрей Рудомаха.

Соратница Евгения Витишко по экологическому движению, лидер объединения "В защиту Химкинского леса" Евгения Чирикова уверена: то, что суд начал пересматривать прошения Евгения Витишко, – это прямое следствие выступления правозащитников перед президентом, а также – общественной кампании в поддержку эколога:

Евгения Чирикова

– То, что сегодня так плотно идут суды по Жене Витишко и с, нашей точки зрения, есть шанс, что Евгения отпустят, – это прямое следствие того, что за Женю во время встречи с Путиным вступилось так много людей. Спасибо им за это большое. Помимо этого, такое стало возможным благодаря тому, что велась серьезная общественная кампания в десятках городов России. Мне хотелось бы сказать спасибо всем людям, которые выходили невзирая на то, что это сейчас не очень просто (можно легко тоже сесть на несколько суток и получить большой штраф после этого). Думаю, в том числе поэтому за него вступилась и Элла Памфилова – она увидела, что дело резонансное и важное. Дело, что называется, додавили. Поэтому держим кулаки, ждем, когда будет суд, окончательное решение по УДО для Жени Витишко. Очень надеемся, что это произойдет, потому что человек ничего не сделал, за что его нужно держать три года в тюрьме. Действительно позорное для России дело. За то, что он защищал природу, надо не судить, а награждать.

– Как вы думаете, почему столько времени его не отпускали, колония все время была против. Кому было выгодно, чтобы он оставался изолирован?

Он сказал: "Вы знаете, еще полгода, и я здесь просто загнусь". Для Жени быть в тюрьме – это настоящая пытка

– Это личная месть человека, который сейчас "жрет" еду россиян. Это человек, который всем нам известен. В свое время он был губернатором Краснодарского края – это Александр Ткачев. Это он построил виллу на берегу Черноморского побережья, в зоне, где строить нельзя, в зоне уникальной, природной. Когда Ткачев понял, что экологи уже дошли до природоохранной прокуратуры и уже показывают кадры, где изображен забор его виллы, он принял такое барское решение, под которое, к сожалению, "легли" суд и прокуратура Краснодарского края. Затем Александр Ткачев пошел на повышение, а Евгений Витишко – в тюрьму.

Надпись на заборе, за которую осудили Евгения Витишко и Сурена Газаряна

– Но, как вы думаете, если его сейчас отпустят, это будет с согласия Ткачева или его мнение уже спрашивать не будут?

– Мне сложно гадать, как там принимаются решения, будет ли кто-то консультироваться с Ткачевым или нет. Сейчас это уже не так важно, мы просто все уже сильно переживаем, когда же его наконец-то отпустят. Мне очень сильно запомнились слова Жени Витишко на одной из последних встреч, когда к нему приезжали его товарищи из "Экологической вахты по Северному Кавказу". Он сказал: "Вы знаете, еще полгода, и я здесь просто загнусь". Для Жени быть в тюрьме – это настоящая пытка. Я считаю, что держать его там настолько отвратительно, настолько жестоко... Это какой-то возврат в средневековье, – считает Евгения Чирикова.

Летом 2012 года Евгений Витишко вместе со своим коллегой-экологом Суреном Газаряном были осуждены на три года условно по обвинению в порче имущества – забора, предположительно, принадлежавшего Александру Ткачеву, который тогда был губернатором Краснодарского края. В канун Олимпийских игр в Сочи, в феврале 2014 года, Евгению Витишко изменили приговор с условного на реальный из-за "систематических нарушений" и отправили в колонию-поселение на три года. Сурен Газарян Россию покинул и получил политическое убежище в Европе. В ближайшее время жалоба на приговор 2012 года будет рассмотрена в Верховном суде России.

Правозащитный центр "Мемориал" внес Евгения Витишко в список политзаключенных. "Международная амнистия" (Amnesty International) признала его узником совести.

Радио Свобода