Проголосовавшие за проект Конституции оппозиционеры объясняют свою позицию

Александр Арзуманян (архив)

Проголосовавший за проект конституционных изменений Александр Арзуманян говорит, что не мог пойти против принципов: переход к парламентской системе правления является одним из программных положений партии «Армянское общенациональное движение» (АОД), а также предвыборным обещанием партии «Наследие», по пропорциональному списку которой Арзуманян в 2012 году стал депутатом.

«Я приветствовал концепцию, я критиковал сам текст, в котором было множество спорных вопросов. Значительная часть из них была принята», - сказал он.

Арзуманян не разделяет ту точку зрения, что Конституция изменяется с целью воспроизводства власти Сержа Саргсяна. Кратчайшим путем воспроизводства, как он считает, является действующая Конституция. «Меня судьба Сержа Саргсяна не интересует. Если он хочет остаться в поле, то сфальсифицирует парламентские выборы, получит большинство, станет премьер-министром. И эта Конституция позволяет следующего президента, пусть и от оппозиции, говоря народным языком, приструнить».

Бывший министр иностранных дел Армении считает, что переход к парламентской системе правления – это возможность построения европейской демократии и освобождения от диктатуры России.

«Три диктатора в ЕАЭС собираются и обсуждают между собой вопросы, затем это навязывается их народам. Тот премьер-министр, который будет представлять Армению, будет вынужден вернуться в Армению, проконсультироваться с Национальным собранием, провести открытое обсуждение, после чего только дать согласие по какой-то теме», - сказал Арзуманян.

Арзуманян не намерен агитировать ни «за» ни «против»: «Какое мы имеем к этому отношение? Пройдет [проект], мы будем довольны, не пройцдет, очень хорошо… хотят совершить смену власти, пусть совершают. Если мне покажут, что у них есть возможность совершить смену власти, я прямо завтра буду стоять рядом с ними на улице. Но это лишь метод в очередной раз разочаровать народ».

Людмила Саргсян - единственный депутат фракции «Армянский национальный конгресс» (АНК), проголосовавший за конституционные изменения. «Когда на суд народа представляется Конституция, и уже видно, что она будет вынесена на референдум, а это уже видно, а движение «Нет» все еще находится на этапе становления, и мы не знаем, до чего оно дойдет, в этом случае как ты можешь безразлично сидеть и не попытаться каким-то образом реформировать то, что представлено», - сказала она.

Возглавляемую Людмилой Саргсян силу Серж Саргсян также пригласил на обсуждения вокруг конституционных изменений. Ставшая депутатом по пропорциональному списку АНК Саргсян приняла приглашение. По ее словам, у нее не было цели вступать в конфликт с АНК: ее стремление к политической независимости было так воспринято.

«К сожалению, АНК не захотел признать Реорганизованную Социал-демократическую партию «Гнчакян». Вероятно, им так было удобнее, и, по сути, они вытеснили нас из политического процесса. Так получилось, что власть нас признала».

Людмила Саргсян не против того, чтобы быть представленной в парламенте следующего созыва. «Было бы неплохо, если бы у нас было место. Я не возражаю, если у нас оно будет. Но ни у кого нет подобной гарантии, и тем более у меня, потому что об этом ни с кем ничего не говорилось».

Руководитель фракции «Оринац еркир» Эгине Бишарян - одна из 10 депутатов, проголосовавших против проекта Конституции. «Получилось так, что двое из нашей фракции проголосовали против, а трое воздержались, что опять-таки означает против», - сказала она.

Бишарян отметила, что они работали со специальной комиссией по конституционным реформам, но остались недовольны результатом и видят опасность воспроизводства: «На одного человека надевают три костюма. Думаешь, что, наверное, ни премьер-министр, ни спикер парламента, ни президент не смогут решить какой-либо вопрос, просто то политическое большинство, которое будет, его руководитель решит все, даже сидя в своем офисе, почему бы и нет, это то, что мы видели в годы СССР, о чем сегодня говорил второй президент».

Бишарян сказала, что они примут участие в кампании «Нет».