Оппозиция считает «позорным» один из пунктов нового проекта Конституции, согласно которому в некоторых случаях лишение жизни человека будет соответствовать Конституции. Оппозиция уверена, что этим подготавливается основа для новых «1-ых мартов».
23 статья в новом проекте Конституции относится к праву на жизнь: в первом пункте отмечается, что «каждый человек имеет право на жизнь», а во втором пункте говорится «лишение жизни не считается нарушением этой статьи, если это следствие применения силы, которое абсолютно необходимо».
В документе не говорится в каких случаях убийство может быть абсолютной необходимостью.
Авторы проекта не считают, что этот пункт может привести к произволу.
«Нельзя сказать, что мы легитимизуем убийства для незаконных целей», - на встрече с журналистами сказал эксперт по конституционному праву Вардан Погосян.
Кстати, в действующей Конституции нет такого положения – она устанавливает бесспорное право на жизнь человека.
Необходимость включения этого пункта в новую Конституцию авторы объясняют тем, что Европейская конвенция в некоторых случаях также разрешает лишение жизни, такое положение есть и в Конституциях развитых стран.
Заместитель председателя партии «Наследие» Армен Мартиросян в беседе с Радио Азатутюн говорит, что в развитых западных странах из-за фальсификации выборов народ не выходит на улицу и не борется против нелегитимных властей, в этих странах нет практики убивать демонстрантов.
Мартиросян считает, что этот пункт и вообще весь проект Конституции направлены на решение одной задачи: «Серж Саргсян и Республиканская партия – единое и долгосрочное правление».
Заместитель председателя «Армянского национального конгресса» Левон Зурабян считает, что «государственным органам предоставляется такое право»: «Они без каких-либо ограничений, когда посчитают, что это абсолютно необходимо, могут лишить человека жизни. Это что-то позорное. Это Конституция убийц».
Оппозиционный деятель уверен, что таким образом власти пытаются заложить конституционную основу как для преступлений, которые совершатся в будущем, так и для совершенных в прошлом. Он упоминает нераскрытые убийства 1 марта 2008 года.
Для правозащитника Вардана Арутюняна лишение человека жизни не имеет никакого оправдания: «Дать кому-либо, какой-либо общественной силе, какому-либо человеку, какой-либо структуре право убивать одного, десять или двадцать человек, даже во имя самых благородных идей, я считаю преступлением».
Кстати, авторы проекта Конституции уверяют, что формулировки в документе не окончательны и в результате общественных обсуждений могут измениться.