Обзор прессы за 16 января

Армянские СМИ обращают внимание на молчание как политических, так и религиозных лидеров Армении после бойни в Гюмри.

Газета «Жоговурд» пишет: «После страшного преступления в Гюмри кроме чувств боли, тревоги и гнева многие граждане Армении также испытывают чувство беспомощности и беззащитности. На протяжении целых трех дней со дня преступления 12 января граждане страны так и не услышали слов ни от светских, ни от религиозных лидеров. Занимающий пост президента Армении Серж Саргсян проводил селекторные совещания, но так и не посчитал нужным обратиться к гражданам, к возмущенным жителям Гюмри для того, чтобы заверить их, что власти Армении гарантируют, что убийцу будут судить в Армении по всей строгости закона».

Газета «Жаманак» пишет: «Ситуация более, чем позорная для государства Армения. Российский военнослужащий подозревается в убийстве шести граждан Армении, тысячи граждан Армении, все общество требует всего лишь того, что написано в Конституции и законе Армении, в договоре о размещении 102-ой российской военной базы в Гюмри, но все это заканчивается столкновениями между полицией и гражданами Армении. Это, по сути, является свидетельством нашего государственного бессилия, свидетельством того, что власти Армении попросту не способны осуществлять те функции, осуществление которых является их обязанностью»

Редактор газеты «Аравот» отмечает: «Не политизировать. С таким призывом часто по разным поводам выступают представители нашей власти. И на сей раз с этим же напутствием выступил посол России в Армении Иван Волынкин. Вся проблема в том, что нет четкой формулировки: что такое политика. Два дня гюмринцы требуют, чтобы подозреваемого в жестоком убийстве шести граждан Армении военнослужащего сдали правоохранительным органам Армении. Российское информационное агентство «Регнум» называет этих людей «толпой», тем самым отрицая, что каждый из них является частным лицом, гражданином. Не политизирует ли таким образом «Регнум» требование гюмринцев? Мне кажется, что да, политизирует: люди желают видеть решение вопроса в юридической плоскости, а им говорят: поскольку вы являетесь «подчиненным» народом, то у вас нет права на изъявление такого желания. Те, кто уводят вопрос в сферу межнациональных отношений, полагаю, не только политизируют, но и наносят непосредственный вред Российской Федерации и Республике Армения».

Газета «Айкакан жаманак» обобщает: «У граждан Армении есть конкретные вопросы в связи с произошедшим в Гюмри и дальнейшими процедурами, и на эти вопросы должны быть даны конкретные ответы без каких-либо выкрутасов и уверток. Вопрос 1. Намеревается ли Армения предпринять шаги с тем, чтобы арестовать Пермякова в установленном законодательством Армении порядке, предъявить ему обвинения и судить по законам Армении? Вопрос 2. Почему полицейские Армении на протяжении 12 часов не могли обнаружить и задержать Пермякова? Вопрос 3. Почему в полицию не поступил сигнал о побеге Пермякова из воинской части, прогулке по Гюмри, а затем о прозвучавших в доме Аветисянов выстрелах? Вопрос 4. По какому праву военнослужащие 102-ой российской военной базы с автоматами ходили по городу Гюмри? Эти вопросы можно продолжать бесконечно, но это не имеет смысла, пока не будут получены ответы на все выше перечисленные. А пока они не получены, можно ждать новых волнений, и не только в Гюмри».

Корреспондент газеты «Айоц ашхар» побеседовал с директором Института Кавказа, политологом Александром Искандаряном, который сказал: «Говорить о выведении российской военной базы из Армении, по меньшей мере, является ребячеством. Военные базы размещаются или выводятся из военно-политических соображений. Если военная база в Гюмри не нужна, она должна быть закрыта независимо от характера или степени тяжести преступления, а если она нужна, то должна остаться. Это не только военная база, это вооружение и военная техника, которая поставляется Армении, это сотрудничество в сфере безопасности, в том числе в сфере ПВО, совместная охрана армяно-турецкой границы и так далее. То есть, это сложный комплекс военно-политического сотрудничества, от которого Армения не может просто так отказаться».