В Турции в последнее время заговорили о Дракуле – не персонаже романа Брэма Стокера, а реальной исторической фигуре, жившем в XV веке князе (господаре) Валахии Владе Цепеше, унаследовавшем свое прозвище Дракула (Дракон) от отца, Влада II. Раскопки турецких археологов показали, что Дракула, возможно, был похоронен в Турции. А недавний голливудский фильм об этом зловещем историческом персонаже, в свою очередь, вызвал в стране немалое недовольство, имеющее религиозные и национальные причины.
Влад Цепеш умер при невыясненных обстоятельствах в 1479 году. Где находится его могила, точно никто не знает. По одной из версий, он был похоронен в православном Снаговском монастыре, в окрестностях Бухареста. По другой – в Неаполе, где якобы жила его дочь Мария, которая, по преданию, выкупила отца из плена у турок и привезла к себе. Турецкие ученые, однако, считают, что останки знаменитого князя следует искать не в Европе, а на севере Турции , где он длительное время содержался в плену .
Археологи утверждают, что местом захоронения может быть старинный замок Токат, завоеванный турками-сельджуками в конце XII века и превращенный позднее в тюрьму для содержания политических соперников и врагов. Посетивший этот замок в 1656 году исследователь и путешественник Эвлия Челеби описывает этот замок как неприступную крепость на вершине высокого холма, у подножия которого протекала глубокая река, к которой вела длинная каменная лестница, насчитывающая около четырехсот ступеней. Укрепленное здание с водными цистернами и амбарами окружали скалы, достигающие, как писал склонный к метафорам путешественник, Млечного пути. Стены крепости были вытесаны из горных камней и выдерживали даже самые сильные землетрясения.
В ходе раскопок в замке был обнаружен длинный тоннель, который ведет к камерам, где мог содержаться и Влад III
Реставрационные работы в замке ведутся на протяжении последних пяти лет, ученым удалось проникнуть на глубину около четырехсот метров. Во время недавних раскопок археологи наткнулись на секретный тоннель, который , по их мнению, ведет в одну из подземных темниц, где мог содержаться Влад III. По словам археолога Ибрагима Калема, на месте раскопок ученые хотят установить камеры, работающие в круглосуточном режиме, для желающих наблюдать за ходом работ:
– В ходе раскопок в замке был обнаружен длинный тоннель, который ведет к тайным камерам политических узников, где мог содержаться и валашский князь Влад III. Сейчас трудно определить, в какой именно темнице держали этого заключенного, но он точно жил где-то здесь. Влада взяли в плен, а потом долгое время держали в одной из темниц. Существует версия о том, что он был предан или отравлен своим турецким слугой, который подсыпал ему в питье сильнодействующее зелье. За Дракулой закрепилась репутация вампира благодаря написанному в конце XIX века роману Брэма Стокера. В нем писатель многое сочинил, но были и какие-то реальные вещи. Так, в хрониках говорится, что Влада убили таким образом, как обычно умерщвляли тех, кого считали вампирами. По легенде, вампира надо проткнуть колом, а голову отрезать. Именно так и поступили с Дракулой, а его голову отправили турецкому султану в качестве подарка.
Валашскому князю Владу III был год, когда османские войска оккупировали его страну. В целях сохранения мира его отец был вынужден поддерживать политику султанов, доставлял ко двору рекрутов, исправно платил дань и даже отправил в Турцию своих сыновей – Раду и Влада. Оба провели около десяти лет в Эдирне, где тогда находилась главная резиденция султана. Влад жил вместе с наследными принцами в гареме, женской половине дворца, обучался грамоте, выучил арабский, персидский, турецкий языки, исламскую теологию, владел оружием, стал непревзойденным в бою. Будучи среднего роста, он отличался огромной физической силой. Турецкие историки утверждают, что Влад Дракула имел собственных янычар, которые охраняли его в бою.
Что до Раду, то его турки прозвали «якышыклы» – «красавчик». Это прозвище принцу якобы дал султан Мехмед Фатих, будущий покоритель Константинополя. Согласно записям византийских историков, дружба Раду с султаном приняла интимный характер. Мехмед считал Раду своим «секретным оружием» против христианского мира. Раду должен был стать наместником Валахии. В отличие от брата, Влад был некрасив – с выпученными глазами и длинным носом. Турки уже тогда отмечали его необычную жестокость. Во время пребывания при султанском дворе он якобы восхищался запахом дыма, который шел от горящего в костре тела преступника во время публичной казни. Рассказывает историк Мехмед Таркан:
Несчастные корчилась на колу много суток, пока смерть не прекращала страдания. Именно эту казнь особенно любил Дракула
– Людская молва и исторические свидетельства не преувеличили его жестокость. Влада прозвали Цепеш, то есть «протыкатель», «сажатель на кол». Это была средневековая пытка, которую изобрели в Османской империи. Кол загоняли в тело лежащей жертвы ударами молота или насаживали на неподвижно закрепленное острие осужденного, привязанного за ноги к упряжке лошадей. Наконечник кола выходил из-под лопатки, не пронзив по пути жизненно важных органов. Несчастные корчилась на вкопанном в землю колу много суток, пока смерть не прекращала страдания. Именно эту казнь особенно любил Дракула. Он убил таким образом десятки тысяч людей – пленных турок, христиан, богомольцев, своих соотечественников. С одной стороны, он совершал героические поступки, сражался за независимость своей родины, с другой – был тираном и убийцей. Даже в Османской империи, не отличавшейся мягкостью нравов, поражались, с какой легкостью он уничтожал людей.
Среди турецких историков бытует небесспорная точка зрения о том, что валашский князь предал султана, выступив против него, несмотря на то, что сам он провел при турецком дворе около десяти лет, был осыпан дарами и милостями. В Турции считают, что до какого то момента Дракула вел двойную игру, но потом решил пойти по стопам своего отца, который состоял в рыцарском ордене Дракона (отсюда и его прозвище), защищавшем христиан от османского ига. Главным отрезвляющим фактором для Влада якобы стало падение Византии под ударами османов и осознание того, что турки все ближе продвигались к Европе, угрожая существованию христианского мира.
Стамбульский историк, преподаватель лицея Осман Куртуглу рассказывает, что в те далекие годы Валахия оказалась чем-то вроде буферной зоны между частью Балкан, завоеваной войсками султана, и свободной частью христианской Европы. Большая часть жизни Влада Цепеша прошла в сражениях с османскими завоевателями и в междоусобной борьбе за власть. В ходе военных действий погибла его семья, был убит отец, сожжен заживо на костре один из братьев, трагически погибла жена. Самого его, по одной из версий, выдало людям султана его собственное окружение. В средневековой Европе было немало жестоких и отважных правителей, но посмертная репутация Дракулы во многом не знает себе равных – и не только благодаря роману Стокера и последовавшим в ХХ веке его экранизациям. Говорит студент-историк Айдын:
– В Турции образ Дракулы популярен среди молодежи, хотя в исламской культуре нет представления о вампирах. Дракула, тем не менее, является представителем темного мира. Его образ в виде дракона – одна из татуировок, популярных среди подростков. Однако кем был дракула – героем, тираном, предателем или врагом – этим вопросом многие здесь задаются до сих пор.
Задаются им и в Голливуде, ведь история Дракулы, подлинная или вымышленная, – отличный материал для блокбастера. Но не все версии этой истории, как выясняется, по душе зрителям – во всяком случае турецким.
Акции протеста в стране вызвал новый фильм «Dracula Untold», снятый голливудским режисером Гери Шором.
Главный герой, Влад Цепеш (Люк Эванс) пытается остановить османскую армию и отправляется за помощью к вампиру. Получая небывалую силу, Влад убивает турецкого султана Мехмеда II Фатиха.Такая вольная трактовка исторических фактов возмутила многих в Турции. Как известно, султан Мехмед, покоритель Константинополя, правил на протяжении долгих лет и умер от тяжелой болезни в 1481 году.
Националистические партии и молодежные организации призвали турок бойкотировать фильм о Дракуле, заявив, что фильм не только не соответствет действительности, но и в невыгодном свете показывает ислам, разжигая религиозную ненависть. Говорит турецкий критик Октай Вулкан:
– Влад III и султан Мехмет Фатих были одногодками. Они хорошо знали друг друга, и получили неплохое по тем временам образование. Однако в фильме Дракула говорит, что сотрет с лица земли имя султана Мехмеда. Турки представлены в картине в качестве злобной силы, а сам Мехмед Фатих изображен жестоким тираном, который ради золота готов на все. При этом султан на самом деле обладал великолепным умом, способствовал развитию науки и военного дела.
Октай Вулкан в газете «Радикал» призывает вести исторические дискуссии, но не разжигать ненависть. По его мнению, «европейцам следует признать, что в те далекие годы Османская империя была наиболее развитым государством и несла на Запад прогрессивную культуру . Европа, однако, до сих пор не может смириться с тем, что османские войска завоевали некогда полмира, и не хотят показывать события прошлого в объективном свете». Критик считает, что при этом сам Дракула в его восприятии западной культурой стал изгоем:
– В фильме искажена историческая реальность. Влад III, с одной стороны, представлен в качестве героя, хотя он был одним из величайших тиранов в истории, исключительно жестоким правителем. При этом Влад оказался одним из немногих, кто рискнул воевать против всесильного султана. Получается, что он фактически спас часть Европы от османского нашествия, но в историю вошел под страшным прозвищем Цепеш – «сажающий на кол». Европейцы не приняли своего защитника , потому что не смогли оправдать его жестокость и злость. Так Дракула застрял между исламским и христианским мирами и стал воплощением зла, – утверждает Октай Вулкан.
Несмотря на призывы к бойкоту, в минувшем месяце фильм «Дракула» посмотрели более миллиона турок. Он одобрен ООН и демонстрируется в двухстах странах мира. А грань между Владом Дракулой как исторической фигурой и персонажем поп-культуры стирается всё более – до полной неразличимости.
Радио Свобода