В 2014 году в Чечне появился как минимум один политзаключенный. После гибели Доку Умарова у «Имарата Кавказ» сменился лидер. А в последнем месяце года республику покинули последние правозащитники. Чтобы показать, как «хорошо живется в республике», на дни рождения Кадыровых и Путина проводятся принудительные шествия десятков тысяч человек в духе коммунистических демонстраций. Между тем чеченская молодежь стабильно уезжает в Сирию и Ирак, чтобы примкнуть к боевикам «Исламского государства Ирака и Леванта».
Начало года ознаменовалось тем, что в честь Олимпийских игр в Сочи в Чеченской Республике запретили вспоминать сталинскую депортацию 1944 года. Кремль не рекомендовал подвергшимся депортации народам Кавказа проводить массовые мероприятия в честь 70-летия со дня высылки. Кавказ не посмел ослушаться и помянул одну из самых горьких страниц своей истории тихо и скромно. В Чеченской Республике пошли еще дальше – последние несколько лет местные власти приказывают вспоминать трагические события исключительно в день памяти Ахмат-Хаджи Кадырова, 10 мая.
Впрочем, не обошлось без эксцессов. За несколько дней до торжественного закрытия Сочинской Олимпиады, 18 февраля, формально никак не нарушая запрета, в Центральной библиотеке Грозного прошла немногочисленная научно-практическая конференция. Она вывела из равновесия главу Чечни Рамзана Кадырова. Ослушались! Из-за совершенно безобидного собрания историков и общественников в республике разразился большой скандал.
Your browser doesn’t support HTML5
В то же время в соседних с Чечней Ингушетии и Дагестане состоялись более заметные мероприятия, посвященные депортации. В Магасе церемонию возглавлял лично президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров. Правда, там были представлены материалы только об ингушском народе, пережившем суровые испытания. На это обратила внимание президента Ингушетии глава «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина, и Евкуров обещал исправиться.
Как только о конференции донесли Кадырову, он незамедлительно поручил Магомеду Даудову, руководителю администрации главы и правительства Чеченской Республики, обеспечить явку ее участников. На ковер явились все, кроме Руслана Кутаева, президента Ассамблеи народов Кавказа. Позже Кутаева задержат на улице села Гехи, когда он якобы «шел нетвердой походкой», и в кармане «обнаружат» пакет с героином. На самом деле его арестовали в доме родственников.
Естественно, никто не поверил в байку с наркотиками, потому как политик и правозащитник Руслан Кутаев известен своими взглядами и принципами, которые никак не вяжутся с образом, который упорно создавали чеченские силовики. Несмотря на отсутствие состава преступления и доказательств, Урус-Мартановский суд Чеченской Республики признал Кутаева виновным в хранении наркотиков и назначил наказание – четыре года. 31 октября 2014 года Верховный суд Чеченской Республики отказал защите Кутаева в удовлетворении ходатайств и апелляционной жалобы и сократил срок заключения на два месяца. То есть отбывать ему срок три года и 10 месяцев.
Российские и международные правозащитники признали Руслана Кутаева первым политическим заключенным Чеченской Республики.
В середине марта 2014 года смерть амира «Имарата Кавказ» Доку Умарова была официально подтверждена сайтом «Кавказ-центр». Днем позже чеченский сепаратист Али Абу-Мухаммад объявил себя преемником Доку Умарова на посту главы организации «Имарат Кавказ». В июле чеченские командиры Аслан Бютукаев и Махран Саидов тоже подтвердили смерть Умарова. По их словам, он умер в сентябре 2013 года от пищевого отравления.
Глава Чечни Рамзан Кадыров в своем инстаграмме еще в середине января писал, что Умаров уничтожен. Он сослался на перехваченные переговоры боевиков, из которых можно было сделать вывод о смерти Умарова. Выступая по местному телевидению 17 января, Кадыров заверил, что Доку Умаров не помешает сочинской Олимпиаде:
«Я об этом говорил еще месяц-полтора назад. Мы уверены на 99,9%, что когда мы проводили спецмероприятия в отношении Умарова на границе с Ингушетией... не могу раскрывать секреты – мы уверены, что сработало одно из наших мероприятий (по ликвидации). Мы были уверены в его смерти, но не могли объявлять, они сами (боевики) не начали об этом говорить. Есть записи разговора якобы кабардинского эмира с дагестанским эмиром, чтобы он встал на место Умарова. Он предлагает чеченских шайтанов Асланбека Вадалова и Апти – его кличка Хамза, – чтобы их поддержали, чтобы они были главными в «Имарате Кавказ».
Однако эта информация пару месяцев не находила подтверждения со стороны российских властей. Наконец, в марте директор ФСБ Александр Бортников подтвердил, что лидер чеченских боевиков Доку Умаров мертв. Место захоронения лидера «Имарата Кавказ» неизвестно.
Доку Умаров стал лидером чеченских сепаратистов в 2006 году, и с тех пор российские власти много раз объявляли его убитым. Однако после различных периодов молчания Умаров неизменно опровергал слухи о своей смерти, записывая свои обращения на видео, которые затем появлялись на интернет-сайтах сепаратистов.
В 2014 году усилился отток чеченской молодежи в Сирию и Ирак. Кроме других причин, мощным толчком этому послужил тотальный контроль светских властей и духовных ставленников над молодежью, гонения на инакомыслящих. Уже не идет речь об отсутствии работы и средств к существованию. Воюющие в Ираке и Сирии чеченцы обещают перенести военные действия на территорию России.
22 июня в центре Грозного дерзко, выстрелом в затылок был убит сотрудник патрульно-постовой службы полиции Ахмед Допаев. Происходившее было зафиксировано камерой видеонаблюдения. Допаев остановил в переходе, показавшегося ему подозрительным молодого человека и потребовал предъявить сумку. Воспользовавшись тем, что сотрудник МВД досматривал сумку, молодой человек зашел к нему со спины и выстрелил в затылок, спокойно забрал свою сумку, табельное оружие убитого и ушел.
В тот же день двое предполагаемых боевиков были убиты на въезде в село Гехи Урус-Мартановского района. По версии силовиков, один из убитых был причастен к нападению на полицейского. Расследование этого дела взял на особый контроль главы республики. Рамзан Кадыров обещал выплатить внушительную сумму тому, кто укажет местонахождение убийцы полицейского. Власти позднее признали, что озвученная ранее информация о том, что убийца – один из уничтоженных ранее боевиков, не соответствует действительности.
Кадыров неустанно поддерживал и поддерживает аннексию полуострова Крым и вторжение Москвы на северо-восток Украины и даже послал туда отряды чеченцев для поддержки пророссийских сепаратистов. Тем не менее он достаточно долгое время опровергал этот очевидный факт. В чеченской республике были открыты мобилизационные пункты, но рядовые жители республики обходили их стороной. Властям пришлось отправлять прокадыровских силовиков.
Один молодой житель Грозного, по понятным причинам не назвавший свое имя, рассказал «Эху Кавказа», что ни за что не пошел бы защищать российские интересы. «Если никогда добровольно не входившей в Россию Чеченской Республике нельзя провозглашать независимость и отделяться, то почему это возможно поддерживаемым Москвой Абхазии, Южной Осетии и востоку Украины?»
После нападения чеченских боевиков на город Грозный 4 декабря в эксклюзивном интервью программе НТВ «Без купюр» Кадыров заявил, что готов покинуть должность главы республики, чтобы помочь ополчению в Донбассе.
Масштабно, шумно и помпезно отметили власти Чеченской Республики день рождения Рамзана Кадырова 5 октября, который совмещен с днем города Грозного. В этот день погибли пятеро полицейских. Взрыв прогремел возле концертного зала на проспекте Хусейна Исаева, где вскоре должен был начаться концерт, посвященный празднику.
Все погибшие полицейские были представлены к государственным наградам посмертно. Личность подорвавшего себя человека установили сразу, им оказался 19-летний житель Старопромысловского района Апти Мударов. Выяснилось, что несколько месяцев назад он ушел из дома и с тех пор считался пропавшим без вести.
День рождения Путина отметили с еще большим размахом, с шествиями и парадами. В Чеченской Республике давно стало традицией проводить дни рождения вождей на коммунистический манер. Бюджетников, студентов и школьников в принудительном порядке и заранее оговоренном количестве обязаны доставить на шествия ответственные руководители администраций сел, районов и учебных заведений. Комментаторы и ведущие новостей взахлеб рассказывали о длине флага России и Чечни из живых людей.
В деле российского судопроизводства в прошедшем году произошло значимое событие. Европейский суд по правам человека в Страсбурге 11 декабря 2012 года признал, что житель Грозного Тимур Тангиев во время нахождения под стражей подвергался пыткам, и осудил Россию за пытки и несправедливое судопроизводство, основанное на признательных показаниях, полученных под пытками. Решение ЕСПЧ вступило в силу 29 апреля 2013 года. Спустя семь месяцев Верховный суд России занялся исполнением решения Евросуда по делу Тимура Тангиева, вернее, передал его в Верховный суд Чеченской Республики.
Защита Тимура Тангиева с надеждой ожидала новый судебный процесс. Рассказывает адвокат Батыр Ахильгов: «Когда только начиналось повторное рассмотрение этого дела, мы все-таки питали некие иллюзии, что может быть справедливое рассмотрение дела. Тем более что Европейский суд контролирует, как это решение будет выполняться. В то же время какие-то сомнения у нас возникали. Буквально незадолго до этого в том же Верховном суде Чеченской Республики рассматривалось дело, которое стало достоянием общественности. В ходе рассмотрения этого дела присяжные оправдали подсудимого. После этого последовала волна критики в адрес суда Чеченской Республики и в адрес суда присяжных, в адрес как главы республики, так и других высокопоставленных чиновников: «как это, взяли бандита и оправдали». То есть было много шума. И сразу после этого началось наше дело».
Несмотря на открытые выступления руководства Чечни по местному телевидению, адвокат считает, что нет возможности доказать факта давления на суд.
«Это не относится к нашему делу. Как это привязать, «что по нашему делу было воздействие?» У нас нет таких доказательств. Да, информация есть, но подтвердить ее, к большому сожалению, мы не можем».
2 октября 2014 года Верховный суд Чеченской Республики на основании обвинительного вердикта коллегии присяжных заседателей вынес приговор по уголовному делу в отношении 37-летнего Тангиева, признав его виновным в совершении преступлений, предусмотренных восемью статьями Уголовного кодекса РФ. Ему назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 21 год с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
5 октября 2004 года Тангиев был приговорен к 24 годам лишения свободы по обвинению в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. Однако Европейский суд по правам человека признал нарушения при рассмотрении дела Тангиева.
Через несколько месяцев Тимура Тангиева снова отправят в тюрьму. Его адвокаты подали жалобу на решение Верховного суда Чеченской Республики, который, по сути, проигнорировал постановление Европейского суда. Ни адвокаты, ни сам Тимур не знают, что будет дальше. Очевидно одно, что чеченские и московские власти пытаются избежать прецедента, потому как в российских тюрьмах отбывают сроки как минимум два десятка тысяч чеченских ребят, которые захвачены во время зачисток или паспортного контроля. Решения судов в основной массе вынесены, опираясь на признательные показания.
2 декабря 2014 года на совещании с сотрудниками МВД Чечни Рамзан Кадыров в который раз повторил: «На сегодняшний день Чеченская Республика является одним из самых безопасных и развивающихся регионов страны. Наша задача – довести это до наших потенциальных инвесторов. Поэтому ваша работа должна заключаться не только в раскрытии преступлений, но и в профилактике преступности». Почти сразу после этого, в ночь с 3 на 4 декабря в столице Чечни Грозном произошел бой с применением тяжелого вооружения между правоохранительными структурами и членами вооруженного подполья.
Выступление президента России Владимира Путина перед федеральным собранием проходило под бой канонады в Грозном. Кстати, в этом году в ночь с 10 на 11 декабря как раз годовщина начала войны в Чечне – 20 лет. Естественно, что и Грозный, и Москва предали сей факт забвению и, как и депортацию, запретили обсуждать.
Рамзан Кадыров почти сразу заявил, что в качестве ответной меры собирается сжигать дома родственников боевиков до основания, а их самих выселять без права возвращения. Такие меры противоречат не только российской Конституции, но и традициям чеченского народа. Конституция не предполагает коллективного наказания, а чеченские традиции гласят, что если человек убит в бою, то он уже заплатил свое и продолжать месть нет необходимости.
Ночью 6 декабря 2014 года по приказу Рамзана Кадырова в селе Янди Ачхой-Мартановского района было сожжено четыре дома. В тот же день были разрушены и сожжены несколько домов родственников в поселке ПМК-6 в пригороде Гудермеса. Позже несколько домов сожгли в Наурском районе. При этом некоторые дома принадлежали семьям, члены которых не были убиты в Грозном. А у одного из нападавших дом сожгли еще в 2011 году.
Рамзан Кадыров назвал фамилию подозреваемого в финансировании организаторов теракта в Грозном. На одной из своих страниц в социальных сетях он написал: «У компетентных органов имеется информация, что деньги западных спецслужб от Ахмада Умарова передал бандитам человек по фамилии Каляпин. Нужно проверить, не об этом ли Каляпине идет речь».
11 декабря в Москве прошла пресс-конференция с участием нескольких правозащитных организаций, работающих в Чечне, на которой молодые парни забросали Игоря Каляпина и Александра Черкасова сырыми яйцами.
Но дело яйцами не ограничилось. В субботу 13 декабря в Грозном прошел санкционированный митинг «против терроризма». Как официально сообщалось, в акции участвовало около 50 тысяч человек. В народе заговорили, что Кадыров и его власть прикрываются запуганными и бесправными людьми, заставляя их принудительно выходить на такие мероприятия.
Помимо антитеррористических лозунгов «Нет повторению 4 декабря» (дню атаки группы боевиков на Грозный) собравшиеся держали в руках плакаты «Kalyapin, go home».
Российские правозащитники обратились в Следственный комитет, чтобы заявлениям Кадырова о поджогах домов боевиков и коллективной ответственности дали правовую оценку. Но в Следственном комитете не нашли ничего противозаконного.
18 декабря во пресс-конференции Владимир Путин заявил, что никто не имеет права совершать досудебные расправы, в том числе глава Чечни Рамзан Кадыров. Путин ответил (на вопрос Ксении Собчак), что в России все должны соблюдать российские законы. «Никто не считается виновным до тех пор, пока это не признано судом», – сказал российский президент, отметив при этом, что родственники боевиков «в подавляющем большинстве случаев» знают о готовящихся терактах. По словам Путина, кто-то «мог воспользоваться эмоциональным заявлением Кадырова».
За прошедший год в Чеченской республике зафиксированы пять диверсионно-террористических актов и семь перестрелок. Жертвами конфликта за этот период стали 51 человек, в том числе 24 человека погибли и 27 получили ранения. Среди пострадавших два погибших гражданских, 50 силовиков (25 погибли и 26 были ранены) и 24 предполагаемых участников НВФ. Около 20 человек было арестовано в связи с обвинениями в пособничестве боевикам, две из них женщины.
Амина Умарова, Радио «Эхо Кавказа»