Опиумный провал Вашингтона

Посевы опиумного мака в афганской провинции Кунар. Май 2014 года

Правительственное агентство США, ответственное за восстановление Афганистана, выпустило доклад, в котором вновь говорится, что колоссальные прибыли от торговли опиумом обессмысливают для афганцев развитие легальной экономики и бизнеса и ставят под угрозу будущее государства. Сами Соединенные Штаты, по мнению авторов документа, до сих пор уделяют этой проблеме очень мало внимания.

Новый доклад, выпущенный ведомством Специального генерального инспектора США по вопросам восстановления Афганистана (SIGAR), призван подчеркнуть, что борьба с производством и распространением афганского опиума провалилась и ушла из повестки дня правительства США и мирового сообщества, когда речь заходит о будущем этой страны. Глава ведомства SIGAR Джон Сопко в интервью Радио Свобода в этой связи подверг критике работу Госдепартамента США, а именно – его подразделения INL, занимающегося разработкой глобальной антинаркотической стратегии и налаживанием связей между правоохранительными органами США и других государств:

– Первое, что вы должны сделать, когда беретесь за борьбу с наркотиками, – выработать стратегический план. Причем такой, в котором был бы смысл. Кроме того, для противодействия наркоторговле необходимо войти в контакт с афганцами и убедиться в том, что они стали частью этого стратегического плана. А у них никакой общей стратегии нет в принципе. За все время ни я, ни мои подчиненные не услышали от них ничего, что указывало бы на то, что у них есть хоть какие-то идеи, как исправить ситуацию. На так называемую борьбу с наркотиками в Афганистане США уже потратили семь миллиардов, подчеркиваю, миллиардов долларов. И что, на регулярные аттестации кого-нибудь из чиновников Госдепартамента, или Пентагона, или других правительственных агентств повлиял тот факт, что в течение 13 лет они не смогли добиться хотя бы малейшего результата на этом направлении? Нет, ничего подобного!

Джон Сопко

В докладе ведомства Джона Сопко подчеркивается, что, согласно официальным отчетам, Вашингтоном было потрачено около 3 миллиардов долларов только на различные мероприятия правоохранительного характера в этой сфере – притом что в параллельном отчете Разведывательного управления Министерства обороны США (DIA) говорится, что всем американским спецслужбам в год удается перехватить и конфисковать чистого героина, произведенного из афганского сырья, на сумму не более чем в 12 миллионов 700 тысяч долларов. При этом на уничтожение каждого гектара посевов опиумного мака в Афганистане США тратили в среднем более 73 долларов, судя по контракту на общую сумму в 695 миллионов 300 тысяч долларов, который Госдепартамент США заключил в 2004-2009 годах с этой целью с частной американской военизированной компанией DynCorp.

По данным составителей доклада из ведомства SIGAR, производством опиума в Афганистане занято более 410 тысяч человек – это больше рабочих мест, чем способны предоставить Афганские национальные силы безопасности (ANSF), в которые включены вооруженные силы страны, различные полицейские службы и отряды местного ополчения. Опиум является самой ценной (и практически единственной) товарной культурой страны. Непременной составной частью масштабной торговли наркотиками в любом регионе мира остается сильнейшая коррупция, подчеркивает Джон Сопко:

Опиумные посевы в провинции Кандагар. Май 2014 года

– Наркотики не исчезнут никуда сами по себе, так же как и коррупция, как никогда не разорвется и их связь. Если мы не возьмемся за решение проблемы и при этом не найдем в себе силы взглянуть очень печальной правде в глазе, эти беды окончательно сломят эту маленькую несчастную страну.

Новый президент Афганистана Ашраф Гани еще в 2003 году, когда он занимал пост министра финансов, предсказывал, что его страна скоро превратится в "государство наркомафии", лишенное всякой международной поддержки, напоминает Джон Сопко:

– Когда наркомафия берет под контроль сельскую местность, ее меньше всего волнует соблюдение прав женщин и детей, вопросы демократии и прав человека, обеспечения населения продовольствием и помощь бедным. Все, что им нужно, – получить собственную прибыль.

По словам Джона Сопко, нельзя забывать и о том, что именно торговля опиумом и опиатами является главным источником средств для набирающих силу талибов и связанных с ними иных радикальных экстремистских групп.

Карта Афганистана с указанием объемов собранного опиума-сырца в разных провинциях в 2013 году, по данным ООН

В новом докладе ведомства специального генерального инспектора США по вопросам восстановления Афганистана, впрочем, речь идет не только о проблеме наркотиков. Авторы документа также уделили внимание решению возглавляемых НАТО Международных сил содействия безопасности (ISAF) обнародовать для широкой общественности финансовую отчетность, касающуюся наиболее дорогостоящей статьи расходов на восстановление Афганистана, – а именно, показать публике, сколько денег западных налогоплательщиков и технических средств уходит отдельно на подготовку, на оснащение и на поддержание боеготовности Афганских национальных сил безопасности. Решение командования сил коалиции Джон Сопко считает опасным и поспешным, так как этой информацией в первую очередь могут воспользоваться боевики:

– Мы всегда тревожимся, когда, без явной на то необходимости, секретные данные, год за годом хранимые нами как зеница ока, вдруг вытаскиваются на всеобщее обозрение.

Джон Сопко также заявил в интервью Радио Свобода, что просто не может найти объяснение недавнему отказу американских военных исключить идентифицированных сторонников некоторых групп боевиков, ведущих вооруженную борьбу с властями в Кабуле, из числа получателей американских правительственных контрактов, притом что, как он подчеркивает, правительство США может и использует ту же самую подтвержденную информацию для арестов, задержаний и даже уничтожения лиц, связанных с деятельностью талибов в Афганистане.

Радио Свобода