Правозащитники заявляют, что герой Арцаха, отставной генерал-лейтенант Манвел Григорян даже в годы войны не имел права держать военнопленного дома, генерал тем самым нарушил Женевские конвенции.
В минувшую субботу в беседе с Радио Азатутюн генерал заявил, что после войны вернулся в Армению с сотнями пленных.
«Да. Почему не держал? Да к тому же сотни. Пленного по имени Симон я держал дома. 4 года держал: 2 года - в Мартакерте, 2 года – в Армении, затем передал Красному Кресту, его увезли и передали, потому что у него была мать, сестра, невеста, он очень хотел вернуться, я и отпустил», - в беседе с Радио Азатутюн сказал генерал.
На замечание, что Симону было 15-16 лет, Манвел Григорян возразил: «Он был спецназовцем, обученным бойцом. Да, 15-летний, он был из специально обученных отрядов, пока его взяли в плен, было немало трудностей».
На вопрос, имя Симон дал ли ему генерал и если да, то почему именно это имя, Григорян ответил: «Да, Симонян Симон. А кто должен был дать? Не называть же его Алиевян Алиев».
Согласно Женевским конвенциям, воюющие стороны обязаны держать военнопленных под своим надзором. Частные лица не имеют права держать их в своих домах или в других местах. Армения ратифицировала эти конвенции в 1992 году, когда Карабахская война еще не завершилась.
Правозащитница Лариса Алавердян, в годы войны в Карабахе занимавшаяся обменом пленных, в беседе с Радио Азатутюн, касаясь признания генерала, сказала, что никто, в том числе и генерал Григорян, не имел такого права.
«Если он два года держал [пленного] в своем доме в Эчмиадзине, о чем мы могли не знать, то, да, я считаю это противоречием после присоединения к Женевской конвенции, нарушением международного права», - сказала Алавердян.
Правозащитница подчеркнула, что в те годы как в Армении, так и в Азербайджане держали пленных с целью возвращения родственников, находящихся в плену у противника.
По словам Алавердян, люди в своем доме кормили пленного азербайджанца, чтобы обменять его на родственника, находящегося в плену на той стороне.
Правозащитница заявила, что она и ее коллеги после окончания войны обратились к тогдашнему президенту Левону Тер-Петросяну с просьбой содействовать процессу возвращения пленных под государственный контроль. По словам Алавердян, по приказу Левона Тер-Петросяна так и было сделано.
Занимающаяся вопросами пленных правозащитница, однако, не может точно сказать, после этого приказа президента возвратил генерал Григорян азербайджанских пленных под контроль государственных органов или нет.
Правозащитник Артур Сакунц в беседе с Радио Азатутюн заявил, что независимо от ратификации этих конвенций, никто, в том числе и участник войны, не имеет права держать пленного в своем доме. По словам правозащитника, это грубое нарушение международного права.
На вопрос Радио Азатутюн, будет ли заявление генерала иметь правовые последствия, в Генпрокуратуре и Специальной следственной службе ответили, что обратятся к этому вопросу завтра.