Пашинян предлагает признать Шанта Арутюняна и его товарищей политзаключенными

Your browser doesn’t support HTML5

Ряд депутатов Национального Собрания Армении сегодня обратились к приговору по делу Шанта Арутюняна и его товарищей, посчитав его несправедливым, а оказавшихся за решеткой 12 граждан - политзаключенными.

Депутат Никол Пашинян предложил председателю постоянной комиссии НС по защите прав человека Элинар Варданян в ближайшее время организовать слушания на тему «Политзаключенные в Армении».

«Чтобы мы имели возможность обосновать наши точки зрения - почему мы считаем этих людей политзаключенными, и почему, те, кто не считают их политзаключенными, придерживаются такой позиции. Общественности станет ясно, какая точка зрения, в конце концов, является более обоснованной», - сказал Пашинян.

По словам оппозиционного депутата, этот вопрос настолько актуален, что они не могут ограничиться лишь заявлениями. «Граждане Армении имеют право знать, почему не предпринимаются меры для незамедлительного освобождения этих людей. Тем более, что мы знаем, что сегодня в Армении есть люди, которые, совершив убийство, не только не находятся за решеткой, но и назначаются на самые высокие посты», - заявил Пашинян.

Председатель комиссии Элинар Варданян приняла данное предложение, но, обращаясь к вопросу политзаключенных, отметила, что в Армении никогда не было попыток рассматривать кого-то в качестве политзаключеного, данным лицам инкриминируется статья, предусмотренная уголовным кодексом. Пашинян на это возразил, что и в советские времена не существовало кодекса политических преступлений, а политзаключенные были.

«Во всех странах политзаключенные осуждаются по уголовным статьям», - подчеркнул он.

К приговору по делу Шанта Арутюняна и его 11 товарищей попыталась обратиться и депутат Заруи Постанджян. Она сначала заявила, что судя по вынесенному в минувшую пятницу приговору, в Армении снова есть политзаключенные, а затем напомнила о выступлении Сержа Саргсяна в Колумбийском университете США, где президент, отвечая на вопрос, ссказал, что Шант Арутюнян совершил преступление, тем самым нарушив презумпцию невиновности. В этот момент вице-спикер парламента Эдуард Шармазанов распорядился отключить микрофон депутата.

В следующий раз, получив право голоса, Постанджян поинтересовалась, почему ей мешают работать. Спикер парламента Галуст Саакян на это ответил, что в повестке подобного вопроса нет. Саакян, однако, обратился к этой теме уже в коридоре парламента, высказавшись резко против того, чтобы называть Арутюняна и его товарищей политзаключенными.

С заявлениями о признании Шанта Арутюняна и его соратников политзаключенными сегодня выступили также оппозиционные фракции «Наследие» и «Армянский национальный конгресс» (АНК).

«Наследие» в своем заявлении отметило, что «внушительная часть общества, будучи очевидцем длившегося год этого судебного процесса, справедливо ожидала оправдательного приговора за неимением веских доказательств их вины. «Так было до печально известного выступления де-факто президента Сержа Саргсяна в Колумбийском университете США, где он в нарушение презумпции невиновности, еще до судебного решения назвал Арутюняна преступником. Это по сути стало вердиктом в отношении 14 участников процесса», - говорится в заявлении партии.

А в заявлении АНК отмечается, что дела 12 политзаключенных полностью соответствуют тем критериям одной из резолюций ПАСЕ, согласно которым лишенное свободы лицо должно считаться «политическим заключенным», если «срок или условия политически мотивированного заключения явным образом несоразмерны деянию, в котором лицо признано виновным или подозреваемым». АНК также отмечает, что 13 политзаключенным были назначены такие сроки лишения свободы, которые свидетельствуют о крайней мстительности действующего режима и попрании им элементарных моральных и правовых норм.