В четверг Госсовет аннексированного Россией Крыма избрал главой республики Сергея Аксенова. Депутаты формально выбирали из трех кандидатур: вместе с Аксеновым президент России Владимир Путин предложил в главы новоиспеченной Республики Крым министра экологии, одного из лидеров регионального отделения КПРФ Сергея Нараева и депутата Госдумы от "Справедливой России" Алексея Терентьева. Однако в том, что парламентарии утвердят именно Аксенова, почти никто не сомневался.
Сергей Аксенов занимал пост председателя Совета министров Автономной Республики Крым с 27 февраля по 17 марта этого года, потом, сразу после аннексии полуострова (16 марта прошел референдум о присоединении Крыма к России), был назначен премьер-министром. 11 апреля Госсовет Крыма предложил российскому президенту Владимиру Путину назначить Аксенова исполняющим обязанности главы Республик Крым.
Сергей Аксенов с 2010 по 2014 год был депутатом Верховного Совета республики Крым, возглавлял партию "Русское Единство". Как пишут СМИ, в 90-е годы Аксенов был бригадиром одной из организованных преступных группировок, известным в криминальных кругах и милицейских сводках под кличкой "Гоблин".
О том, почему российская власть выбрала своим ставленником в Крыму именно Сергея Аксенова, говорит журналист проекта "Крым.Реалии" Павел Казарин:
– Вообще, после мартовских событий, так называемой "крымской весны", сложилась удивительная ситуация. Мы видим, что в Севастополе и в Крыму те люди, которые были, скажем так, крымскими подрядчиками кремлевских архитекторов "крымской весны", а в Севастополе это народный мэр Алексей Чалый, в Крыму это Сергей Аксенов и Владимир Константинов, это люди, которые, если угодно, антологически разные. Потому что Алексей Чалый – бизнесмен, и он все последние 10-15 лет свою пророссийскость не монетизировал, а наоборот, вкладывал в нее излишние средства. Он строил мемориальный комплекс "35-я береговая батарея", делая туда бесплатный вход. Он на свои собственные деньги продюсировал и снимал цикл исторических передач о Севастополе, он был всегда таким идейным сторонником "русского мира", идеологическим идеалистом, если угодно.
Люди наподобие Сергея Аксенова – это классические постсоветские чиновники
А люди наподобие Сергея Аксенова – это классические постсоветские чиновники. Он прекрасно усвоил все уроки и сегодня одобряет любое решение Москвы на упреждение, каким бы нелепым оно ни было. Он прекрасно понимает, что именно лояльность гарантирует политическое выживание. Именно поэтому ничего неожиданного из его уст никогда не прозвучит. Он будет замечательным винтиком в этой чрезвычайно иерархичной и строгой российской властной вертикали, – говорит Павел Казарин.
Сергей Аксенов фактически возглавляет Крым около 8 месяцев. За это время о нарушениях своих прав не раз заявляли крымские татары, а также представители бизнеса полуострова. Главный редактор украинского издания BlackSeaNews Андрей Клименко уверен, что методы российской власти, пришедшей в Крым, Аксенову хорошо знакомы и близки:
– Учебное заведение, которое закончил этот господин, готовило замполитов в строительные войска в Советском Союзе. То есть это были типичные такие "троечники". Папа у него был недоучившимся отставным капитаном советской армии в Молдове, в Приднестровье. Это генезис Аксенова. Потом этот пацан стал бригадиром бандитской группировки. При этом не каким-то большим главарем. Просто ходила бандитская группировка, и у нее был маршрут от улицы такой-то до улицы такой-то – пройти по ларькам и сшибить со всех по 100 гривен. Вот это его уровень мышления.
У них все решается в другом формате: подошел к ларьку, сказал: "С тебя 100 баксов! Сдал? Живи дальше, до завтра!"
Приписывать этим людям какую-то законотворческую, государственную деятельность? Мы не можем к этому относиться серьезно. Они понимают, что политика решается не так, как мы с вами привыкли считать, в формате законодательства. У них все решается в другом формате: подошел к ларьку, сказал: "С тебя 100 баксов! Сдал? Живи дальше, до завтра!" – считает Андрей Клименко.
Сразу после референдума о присоединении Крыма к России денежной единицей полуострова стал рубль, что вызвало резкий рост цен на многие виды продуктов и их исчезновение из ряда магазинов. О том, что сегодня происходит с ценами на продукты в магазинах аннексированного Крыма, Радио Свобода рассказал местный предприниматель Игорь Брудный:
– Ассортимент уменьшился, без вопросов. Во сколько раз – сложно мерить. Но того ассортимента, который был, безусловно, его нет просто в супермаркетах. На рынках есть все, конечно, те же фрукты, овощи, там особой проблемы нет. В отношении цен есть разительные скачки. Я думаю, что будет справедливо сказать, что все как минимум подорожало процентов на 40-50, это стартовая позиция, а разные вещи подорожали по-разному, что-то на 70, что-то на 80, а что-то в два раза, что-то в три раза. Есть абсолютные рекордсмены, ну, условно, скажем, крупные орехи – это я видел своими глазами. В прошлом году я покупал их по 25 гривен килограмм, в этом году такие же орехи я увидел на рынке за 350 рублей, то есть по теперешнему курсу это где-то порядка 110 гривен. Вот вам контраст, в 4 раза. Рыба подорожала значительно, мясо. Мне знакомый сказал, что он купил свиную вырезку по 650 рублей, это 220 гривен где-то. Никогда свиная вырезка выше 100 гривен не стоила.
О том, кому в Крыму стало лучше, а кому – хуже после аннексии, рассуждает журналист проекта "Крым.Реалии" Павел Казарин:
– Тут все зависит от того, о какой социальной группе мы будем говорить. Скажем, бюджетники в основной своей массе, возможно, даже приобрели, потому что зарплаты в школах, больницах и силовых структурах выросли, причем выросли с опережением инфляции, подорожания продуктов, поэтому в целом они довольны новой реальностью. Предприниматели скорее недовольны, потому что вся эта новая реальность сломала прежнюю логистику, налаженные бизнес-контакты. Если говорить с пенсионером, учителем или врачом, вы услышите от них слова одобрения новой реальности. Если будете говорить с предпринимателем, вы услышите слова скепсиса. Если будете говорить с русскими крымчанами, они будут поддерживать присоединение. Будете говорить с крымскими татарами – наверное, услышите немало скепсиса в адрес произошедшего.
Что касается реальной картины, для крымчан сегодня в основной массе вопросы подорожания продуктов, роста или уменьшения реальных доходов вторичен, потому что в Крыму бытует ощущение, что если бы не произошло смены гражданства полуострова, то Крым ждала бы судьба Донбасса. При этом никто из крымчан не хочет понимать, что Донбасс был возможен только исключительно как второй акт крымской пьесы, что без Крыма не было бы войны на востоке Украины. С этой мыслью никто не хочет соглашаться.
В Крыму бытует ощущение, что если бы не произошло смены гражданства полуострова, то Крым ждала бы судьба Донбасса
Поэтому реальные доходы большого числа крымчан снизились, но они говорят: зато у нас нет войны! И этот аргумент сложно перебить чем бы то ни было, это миф, а миф аргументами победить нельзя, его можно победить только другими мифами. Что касается бытовой истории, мы же понимаем, что Крым сегодня является территорией с крайне спорным правовым статусом, и люди, которые в Крыму были ориентированы на какие-то европейские проекты, на урбанистику, на конвергентную экономику, на взаимопроникновение, они, разумеется, проиграли, и многие из них покинули полуостров, что будет сказываться, на самом деле, на развитии Крыма в ближайшие годы. А те люди, которые не ездили за границу, не летали самолетами, которые жили с "оборонным" сознанием и мечтали о возвращении Советского Союза, – они, безусловно, счастливы, – констатирует журналист проекта "Крым.Реалии" Павел Казарин.
Радио Свобода