"Новое дело ЮКОСа" - так называют в российских СМИ события вокруг председателя совета директоров АФК "Система" Владимира Евтушенкова, помещенного накануне под домашний арест после предъявления ему обвинений в отмывании денег.
В самой компании АФК «Система» считают обвинение, предъявленное Евтушенкову, «полностью необоснованным». В окружении бизнесмена отмечают, что арест и уголовное дело связаны с его нежеланием продавать нефтедобывающую компанию «Башнефть» Игорю Сечину – президенту "Роснефти" и человеку из ближайшего окружения Владимира Путина. Экс-глава ЮКОСа Михаил Ходорковский в интервью РБК посоветовал Евтушенкову договориться с властями: «Если у Евтушенкова есть возможность идти на соглашение – надо идти на него. Если есть возможность обратиться к Путину – обращаться к Путину. Я бы не увидел в этом никакого позора и неудобства, если бы он договорился на любых условиях», - считает самый известный бывший заключенный бизнесмен. Впрочем, в интервью «Ведомостям» Ходорковский заявил, что по его мнению, конфликт Сечина и Евтушенкова оставался вне поля зрения президента.
В Кремле заявляют, что ситуация вокруг основного акционера АФК «Система» Владимира Евтушенкова не имеет никакого отношения к политике. Вчера же стало известно, что бывший глава «Башнефти» и сын бывшего президента Башкирии Муртазы Рахимова Урал Рахимов официально объявлен в международный розыск по делу о хищении акций предприятия.
"Господин Сечин переварил "ЮКОС", теперь он имеет уважаемого западного партнера, ближайшего друга президента, и может класть глаз на все, что ему нравится. В том числе и на "Башнефть".
Уголовное дело по «Башнефти» было возбуждено ещё в июле. По версии следствия, используя служебное положение своего отца, Урал Рахимов организовал хищение контрольных пакетов акций ряда предприятий ТЭКа, в том числе «Башнефти». В 2009 году АФК «Система» за 2,5 миллиарда долларов приобрела контрольный пакет акций «Башнефти». Обвиняя Евтушенкова, следствие исходит из того, что компания АФК «Система» в результате сделки приобрело имущество, полученное Рахимовым «заведомо преступным путем», то есть отмыло его. В июле по этому делу был арестован армянский предприниматель Левон Айрапетян – по версии следствия, он помогал Рахимову в продаже «Башнефти» по заниженной стоимости. Тогда же был арестован весь пакет акций компании, купленный АФК «Система» Евтушенкова.
Об аресте Владимира Евтушенкова и о параллелях между этой историей и делом «ЮКОСа» говорит политолог Андрей Пионтковский:
- Господин Сечин переварил "ЮКОС", теперь он имеет уважаемого западного партнера, ближайшего друга президента, и может класть глаз на все, что ему нравится. В том числе и на "Башнефть". Тот факт, что люди, входящие в близкий круг президента, могут концентрировать любой бизнес - это давно известно всем наблюдателям российской экономической жизни и политической сцены.
- Михаил Ходорковский сказал в интервью Ведомостям, что арест произошел без ведома и санкции Владимира Путина. По вашему мнению, такое сейчас возможно?
- Михаил Борисович, по-моему, соблюдает какие-то джентельменские условия, которые достигнуты с Владимиром Владимировичем. Но мне эта песня "о добром царе и плохих боярах" уже давно надоела в любом исполнении, в том числе и в исполнении Михаила Борисовича.
- Согласны ли вы с формулировкой, что это "второе дело ЮКОСа"? Все-таки, различий много. Здесь не такой общественно-политический конфликт, который был в истории с Ходорковским и Путиным.
"Ничто не сможет защитить Алекперова, если завтра, я не знаю, Сечин, братья Ротенберги или Колчаки захотят забрать какие-то куски его собственности"
- Да, в ударе на "ЮКОС" первичным был политический интерес, а финансовые аппетиты сопровождали. Но с арестом "ЮКОСа" в ту же самую эпоху и закончилась любая политическая жизнь в стране. Поэтому здесь политического аспекта не может быть, и в этом господин Песков прав, в том смысле, что Евтушенко не представляет какую-то политическую платформу, оппозицию и так далее. Но с другой стороны, глубокий политический смысл состоит именно в том, что в любой момент любая собственность в этой стране может быть отобрана. То есть института частной собственности не существует, и такая страна экономически не может развиваться.
- В нефтяной сфере есть ли еще у власти перспективы для дальнейшей консолидации нефтяных архивов? Другими словами, может ли себя чувствовать в безопасности, к примеру, "Лукойл"?
- Никто не может. Это вопрос, аналогичный такому: Может ли после аннексии Крыма чувствовать себя в безопасности, скажем, Северный Казахстан, Эстония и Латвия? Прецедент наглейшего произвола власти налицо. Ничто не может защитить Алекперова, если завтра, я не знаю, Сечин, братья Ротенберги или Колчаки захотят забрать какие-то куски его собственности.
Радио Свобода