Умиротворяющая отсрочка

Флаги ЕС на Майдане

Во вторник, 16 сентября, Верховная рада и Европарламент должны одновременно ратифицировать Соглашение об ассоциации с Европейским союзом. На прошлой неделе стало известно, что основной раздел соглашения, касающийся создания зоны свободной торговли, вступит в силу только с января 2016 года. Следует ли расценивать это решение как серьезную уступку России, выступающей против сближения Украины с ЕС?

Решение об отсрочке соглашения Украины с Евросоюзом принято в минувшую пятницу, 12 сентября, в ходе встречи в Брюсселе министра иностранных дел Украины Павла Климкина, российского министра экономического развития Алексея Улюкаева и еврокомиссара по вопросам торговли Карла де Гюхта. На время паузы ЕС согласился продлить режим преференций для украинских товаров. В Евросоюзе считают, что отсрочка с созданием зоны свободной торговли позволит Украине без шока модернизировать свою экономику. Вот как это решение комментирует экс-министр экономики Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой:

– Безусловно, такое отступление Украины от взятых на себя целевых задач, таких как присоединение к цивилизованному миру, эта отсрочка – уступка Путину. И это, конечно же, резко ухудшает и моральную обстановку в стране и ускорение проведения необходимых преобразований во всех сферах, включая и экономическую. Экономическая сфера – это не только и не столько даже регулирование торговли между странами, сколько изменение институтов на Украине на современный лад, изменение финансовой системы, интеграция финансовых рынков. И все это откладывается, к сожалению, и означает, что на Украину не придет капитал и не будет восстановления экономики, которая сейчас падает с темпами примерно 10-15% в год. Единственный вариант, которым президент страны Петр Порошенко и оправдывает это решение, это то, что такая уступка может быть не на полтора года, а может быть на две недели, поскольку Украина заинтересована в перемирии в Донбассе. И через две недели мы должны отказаться от этого заявления, поскольку это лишь заявление.

В ответ на решение об отсрочке главного раздела соглашения об ассоциации замминистра иностранных дел Украины Даниил Лубкивский подал в отставку. “Принятое в Брюсселе заявление посылает неправильный сигнал всем: агрессору, союзникам и, главное, украинским гражданам. Именно сейчас наша экономика, как организм во время смертельной болезни, должна самостоятельно вырвать шанс на жизнь. Выбор не откладывается, иначе это не выбор”, – убежден Лубкивский.

Между тем, российские власти уже обратились и к Брюсселю, и к Киеву с требованием юридического закрепление достигнутых договоренностей по ассоциации. Некоторые украинские эксперты прямо называют трехсторонние договоренности капитуляцией ЕС и Украины перед Россией. Такие оценки не разделяет руководитель киевского Центра политических исследований “Пента” Владимир Фесенко:

– Россия хотела изменить это соглашение и заблокировать его действие. Соглашение осталось в прежней редакции, 16 сентября оно будет ратифицировано, поэтому никакой капитуляции нет и близко. Откладывается не все соглашение, откладывается вступление в силу в полном объеме только зоны свободной торговли между ЕС и Украиной. И как это ни парадоксально, хотя это было принято под давлением России, стало своеобразным компромиссом в ходе трехсторонних переговоров. В наибольшей степени от этого выигрывает Украина. Почему? Откладывается вступление в силу только положения о зоне свободной торговли, но сохраняется до конца следующего года режим преференций для Украины, то есть для нашей страны режим свободной торговли на европейских рынках будет действовать. Украина сможет поставлять на рынки Европы свои товары по нулевым тарифным ставкам. Она этот режим получила в марте, и при вступлении в силу Соглашения об ассоциации он должен был закончиться 1 ноября. В свою очередь Украина должна была с этой даты открыть свои рынки, и это бы принесло ей на первом этапе определенные потери. То, что соглашение отложили, будет означать, что Украина сможет продавать свои товары по нулевым ставкам в Европе, и Украина из-за этого сможет дополнительно получить около 2 миллиардов долларов. Кроме того, Украина получает дополнительное время для того, чтобы нашим отраслям и предприятиям подготовиться к более жесткой конкуренции и на своих, и на европейских рынках.

Как заявил украинский премьер-министр Арсений Яценюк, сейчас и для Европы, и для Украины “основной приоритет – сдержать Россию и остановить войну в Донбассе”. В этом контексте, очевидно, и принималось решение об отсрочке имплементации соглашения Украины с ЕС. Так ли это? Продолжает Владимир Фесенко:

– Евросоюз, скорее, учитывает нынешний конфликт между Украиной и РФ, поэтому он стремится найти компромисс в этом трехстороннем формате (Украина – Брюссель – Россия) по всем конфликтным темам. И в этом смысле это дает надежду, что такой же компромисс можно найти (с Россией) и по газовому вопросу. По Донбассу будет все гораздо сложнее в силу того, что конфликт зашел слишком далеко и принял слишком агрессивные формы.

Через полтора года – к моменту вступления в силу ключевого положения соглашения с Украиной ЕС может сблизиться с Таможенным союзом, и это, как полагают некоторые европейские политики, снимет с повестки обеспокоенность Кремля в отношении украинской евроинтеграции. Представитель Евросоюза Штефан Фюле накануне заявил в Киеве, что пора начинать переговоры о создании зоны свободной торговли между ЕС и Таможенным союзом. Владимир Лановой:

– Известно, что ТС создан на высоких тарифах и импортных, и экспортных, что вообще не совместимо со свободной торговлей и свободным перемещением капиталов. И ранее в Брюсселе неоднократно заявляли, что Украина может войти либо в ТС, либо в ЕС. И соединение этих двух экономических территорий невозможно. Сейчас это заявление, очевидно, следует воспринимать как очередной способ умиротворить Путина и дать ему какую-то надежду, что Украина опять будет в зоне контроля интересов России, а главное – Путин сможет обратиться к своим соотечественникам и сказать им, что он победил и поднял Россию с колен.

Ради установления мира на востоке Украины Евросоюз готов идти на серьезные уступки России, но вряд ли на такие же серьезные уступки, считает бывший украинский министр экономики, готова идти и Москва.

Радио Свобода