В результате аварии в московском метро, по уточненным данным, погиб 21 человек. На Арбатско-Покровской линии московского метро в 200 метрах от станции "Славянский бульвар" сошли с рельсов три вагона поезда.
Спасатели и пожарные завершили эвакуацию людей. Ранены - более 160 человек, не менее 118 пострадавших - госпитализированы. Некоторые из них в тяжелом состоянии, число погибших может возрасти.
По словам представителя МЧС по Москве Виктора Бирюкова, установлено, что между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" произошло ложное срабатывание сигнализации из-за резкого понижения напряжения. Это стало причиной резкой остановки состава.
Ранее сообщалось, что движение поездов по одному из путей "синей" ветки метро приостановлено из-за задымления. После проверки пожарными перегона между станциями "Парк Победы" и "Славянский бульвар" в управлении МЧС по Москве опровергли эту информацию.
Радио Свобода побеседовала с очевидцем аварии, двадцатилетним студентом Иваном Поникаровым:
– В моем вагоне было много людей, я находился в первом вагоне, во второй части. Мы отъехали от станции метро "Парк Победы", и через секунд 30 выключился свет, резкое торможение. Мы все вылетели, нас подбросило очень сильно, ударились. Мы встали, была паника, некоторые разбили головы.
– Как вам удалось выбраться?
– Мы сломали дверь вагона, выбрались на рельсы. Была какая-то вспышка, завоняло очень. Мы увидели, что напротив нас есть дверь, но она заварена, и замок стоит. Мужики где-то нашли пассатижи и молоток. Мы сбили замок, сломали эту дверь. Открыли дверь, и там идет такой тоннель ко второй линии тоннеля, второй тоннель, который строится. И там увидели рабочих. Мы позвали их на помощь, они нам показали, где выход, и мы кого смогли с собой взяли, мы пошли через этот строящийся тоннель. Мы шли по грязи, прошли где-то метров 100-150, и там был лифт. Нас туда загрузили, и мы поднялись наверх. Прошли до "Парка Победы", и там нам оказали первую помощь.
– В 8:40 произошла авария. Битком был набит вагон или там было какое-то пространство?
– Было пространство, народу было поменьше, чем обычно. Час пик, но народу в этом поезде было поменьше.
– Сколько минут прошло с того момента, как вы вышли из вагона и выбрались наверх?
– В 8:36 где-то я сел в поезд, через минуту, меньше даже, эта авария. И через час где-то я выбрался. Ну, минут 45-50 минут – и я уже был наверху.
– Какова была обстановка, когда вы выходили? Как много было погибших, раненых в тот момент?
– Погибших я не видел. Я слышал, что есть. Были раненые, были с переломами, разбиты головы, у кого-то были бинты – мы перематывали, помогали друг другу. Вода была у некоторых людей. Вышли наверх, нам оказали первую помощь, сразу туда приехали и нам помогли. Мне очень повезло, и я рад, конечно, я очень легко отделался. У меня был портфель, и я упал на портфель. Я врезался в эту штуку, за которую надо держаться, врезался спиной, и меня портфель спас. А так, не знаю, может быть, что-то даже сломал бы.
– Вас подбросило или было столкновение?
– Меня подбросило. Я потом смотрел на это место, посветил фонариком, и там просто дырка была вверх такая. Меня просто подбросило в середину вагона, – рассказал Иван Поникаров.
Очевидцы и блогеры публикуют в социальных сетях фотографии искореженных вагонов, пострадавших и переполненных станций метро.
Руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин полагает, что московский метрополитен нуждается в серьезной проверке состояния подвижного состава и других технических аспектов:
– Нужен детальный технический аудит состояния, технической эксплуатации путевого хозяйства, энергетического хозяйства, вагонного парка Московского метрополитена. Детальный, вдумчивый и внешний. Делать этот аудит должные не ученые люди вроде меня и не журналисты, а узкие специалисты-технари, которые аналогичными вещами занимаются, к примеру, на Московской железной дороге или в Санкт-Петербургском метрополитене. То есть технари-железнодорожники, административно не связанные с Московским метрополитеном. Внешний аудит абсолютно необходим. Иначе это будут бесконечные разговоры с поиском виноватых и выдумыванием причин. Невозможно это сделать по-другому.
– Если я правильно понимаю, это новая, современная ветка метро, с новыми вагонами. А были ли раньше подобные аварии в Московском метро и как теоретически можно их избежать?
– Вот для того, чтобы отвечать на эти вопросы, чтобы лечить больного, надо провести диагностику. Все эти разговоры – искать аналоги, а что было 10 лет назад, новые ветки, старые ветки – все абсолютно впустую. Детальный технический аудит – его надо начать сегодня.
– Как вы думаете, Московский метрополитен готов к такому техническому аудиту?
– Вопрос в данном случае не в желании или нежелании Московского метрополитена, а это Департамент транспорта Москвы, руководство города должно принять такое решение. Естественно, в данном случае доктора к больному вызывает вышестоящая инстанция.
– Что с безопасностью в московском метро? Аварийность упала после того, как уволили Гаева, или, наоборот, растет?
– Очень трудно отвечать на этот вопрос, потому что одновременно происходят процессы: что-то меняется с безопасностью в плюс, что-то в минус. Но все это происходит на фоне резкого увеличения информированности горожан даже о самых маленьких сбоях. Потому что, грубо говоря, сбои маленького сорта, которые еще 10 лет, тем более 25 лет назад о них вообще никто не знал, кроме конкретных москвичей, которые ехали в вагоне, а теперь о них знает весь город. Именно поэтому нужен очень детальный анализ, - считает Михаил Блинкин.
Работники московского метрополитена из независимого профсоюза отмечают, что число аварий в московском метро увеличилось после того как на место Дмитрия Гаева, уволенного в 2010 году, пришел ставленник Сергея Собянина Иван Беседин. Раньше Беседин работал в системе РЖД, и, по мнению сотрудников метро, ничего не понимает в их работе.
Один из последних инцидентов в метро произошел 1 июля - в вагоне поезда на Калининской линии метрополитена произошло задымление. Инцидент вызвал временный сбой в движении поездов от станции «Марксистская» в сторону центра. Причины задымления остались невыясненными. Предыдущее ЧП случилось 21 июня, когда горела Таганско-Краснопресненская линия, и поезда ходили с увеличенными интервалами. Еще раньше, 7 июня, в тоннеле между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Охотный ряд» загорелся силовой кабель: движение на станциях Сокольнической ветки внутри Кольцевой линии останавливали почти на час, тогда от дыма пострадали более 60 человек, 17 из них были госпитализированы. Всего из метро тогда эвакуировали более 4,5 тысячи человек.
О сегодняшней аварии и ее возможных причинах Радио Свобода рассказал машинист серой ветки метро, представитель независимого профсоюза сотрудников метрополитена Василий Шеляков:
- Что касается причин аварии, то скажу по своему опыту работы, это не вина машиниста. Скорее всего или перевелась стрелка под составом, или неисправность рельса, правой или левой нитки. Может, была микротрещина или излом рельса какой.
- Есть уверенность, что это ЧП будет тщательно расследоваться и руководство Метрополитена сделает все, чтобы это больше не случилось?
- Вряд ли. У нас сейчас на всем экономия. На подвижные составы запчастей нет. У нас в депо составы стоят - доноры, с них снимают запчасти, ставят на другие составы. Только в нашем депо таких штук 6-7 точно. Полный бардак сейчас в Метрополитене!
- А был какой-то переломный момент, когда аварийность в московском метро стала выше? В последние год-два количество аварий резко увеличилось. Что говорят в метро, отчего это произошло?
- Это все из-за прихода нового руководства Метрополитена, в том числе Ивана Беседина. При Гаеве было лучше, запчасти были и в депо, и составы постоянно ремонтировались. А при новом начальстве новые составы, и когда записываешь в журнал неисправность, идет отписка: сообщено заводу-изготовителю. Экономят и на рабочих. Работников сокращают, а один человек выполняет обязанности троих людей. Я в большей степени работаю на составах, которые чаще всего ломаются, приходится работать на таких подвижных составах, которые быстро выходят из рабочего состояния. Я работаю на серой ветке метро.
- Что говорят в метро насчет сегодняшнего происшествия, ваши коллеги?
- Все валят на начальника Метрополитена за то, что он экономит на всем, экономит на безопасности пассажиров, на безопасности перевозки. А требует больше и больше, гайки крутит машинистам все больше и больше.
- Как сотрудники Метрополитена относятся к происшествиям, подобным сегодняшнему?
- Когда гибнет коллега, люди настроены очень агрессивно и неодобрительно по отношению к руководству Метрополитена.
- Вы недавно проводили акцию протеста, требуя повысить заработную плату. Никаких новых акций вы не планируете?
- Планируем, но в данный момент пока что люди в отпусках. Сейчас все из отпусков выйдут и будем планировать еще митинг или пикет, но уже по поводу соответствия занимаемой должности Беседина. В руководстве нужен человек, который постоянно работает в Метрополитене, не с железной дороги который приходит, а работник именно Метрополитена. И такие люди есть в метро, и в управлении. И он сможет руководить Метрополитеном, и Метрополитен будет работать очень хорошо!
Your browser doesn’t support HTML5
Радио Свобода