Славная монструозная годовщина

Одна из эмблем Русской Пастафарианской церкви

12 июля – первая годовщина официальной регистрации в России первой общины пастафариан. Адепты шуточной религии, поклоняющиеся Летающему Макаронному Монстру (сокращенно ЛММ), похожему на макароны с тефтелями, отмечают славный день в компании специально приехавшего в Москву депутата парламента Австрии, пророка Нико Альма – первого человека в мире, добившегося права сфотографироваться на водительские права со "священным" дуршлагом на голове.

Церковь Летающего Макаронного Монстра была придумана в 2005 году жителем американского Канзаса Бобби Хендерсоном, протестовавшим так против религиозного мракобесия и, в частности, решения властей штата начать преподавание в школах концепции "Разумного замысла", в качестве альтернативы эволюционному учению. Последователи этой религии называют себя пастафарианами, что ассоциируется и с растафарианством, и со словом "паста", то есть макаронами. Несмотря на изначально заложенную пародийность и мягкую насмешку над религиозными консерваторами и фундаменталистами всех мировых конфессий, или же благодаря этому, сегодня пастафарианство имеет все больше поклонников и официальный статус во многих странах мира.

Прикосновение макаронной десницы

12 июля 2013 года в Москве была зарегистрирована "Русская пастафарианская церковь Макаронного пастриархата", сокращенно РПЦ. Всего же в России пастафарианских религиозных групп за год стало более 30. РПЦ возглавляют пастриарх Хусама Паста Второй, в миру Амирджан Хусаинов, и Священный Дуршлаг в составе 10 человек. В их числе пастафарианин Юрий Пеков, рассказывающий о "священной макаронной годовщине" и великом значении пастафарианства:

– С точки зрения пастафарианина мир устроен довольно просто. Есть наш мир, и есть пастафарианский рай. Про ад ничего в канонах не сказано, а про пастафарианский рай известно, что он включает как минимум один пивной вулкан и одну фабрику стриптиза. И есть так называемые канонические догмы, их четыре штуки: они говорят о том, что, во-первых, Вселенную создал Летающий Макаронный Монстр, и во-вторых, что все доказательства эволюции, научные в том числе, были специально построены ЛММ, чтобы мы в него не верили – чтобы нашу веру проверить. В-третьих, пастафараианский рай. И в-четвертых, что официальное окончание молитв – это слово "раминь", оно же по-япноски и по-английски "рамен". Мы считаем, на самом деле, что нет никаких абсолютных догм и канонов, и в этом смысле мы, наверное, отличаемся от других религий.

– В вашей системе верований много весьма привлекательных вещей: пивной вулкан, пираты, Священный Дуршлаг... Что это такое?

Пират-пастафарианин

– Так исторически сложилось, что с пиратов начал Бобби Хендерсон, основатель нашей религии. Когда он писал Евангелие от ЛММ, он сказал, что пираты, они же морские разбойники – первоначальные пастафариане, которые на самом деле были добрыми и раздавали детям конфеты, а их поведение было описано специально неверно, чтобы дезинформировать более поздних пастафариан. И поэтому пираты считаются духовными родственниками, и мы их тоже чтим. Пивной вулкан – это как раз то, что находится в пастафарианском раю, мы празднуем каждую пятницу, и особенно в пятницу 13-го числа, то есть когда появляется такое совпадение, "Праздник пивного вулкана". Священный Дуршлаг – высший исполнительный орган Русской пастафарианской церкви. Мы не являемся пока что всероссийской официальной организацией – в том смысле, что каждая религиозная группа формально независима, но тем не менее мы сделали такой центральный орган, и большинство групп его признает.

– Расскажите подробнее о вашем Евангелии. И восьми заповедях.

Он сварился за ваши грехи

– Оно довольно большое, и оно как раз недавно переведено на русский язык, его можно будет скачать, на следующей неделе мы выложим его на сайт. И самые главные заповеди называются "Лучше бы ты этого не делал". Они начинаются все с такого вступления: "Лучше бы ты..." Заповеди регулируют разные сферы жизни в более-менее шуточной форме, тем не менее вполне описывают всю систему мироздания и достаточны, чтобы дать верующему моральные ориентиры почти в любой ситуации.

– Что нужно сделать, чтобы стать адептом Русской пастафарианской церкви? Ведь пастафариане не проповедуют и уж точно не убеждают, в привычном понимании.

– Мы стараемся проповедовать и убеждать собственным положительным примером. Чтобы стать пастафарианином, нужно просто считать себя пастафарианином. Это наш непреложный подход – что не нужно никаких специальных, платных или бесплатных, ритуалов для этого. Но мы, конечно, будем рады, если вы заполните маленькую анкету на сайте, тогда мы пришлем вам сертификат и официально включим в число российских пастафариан.

– Сколько пастафариан в России? И почему к вам сейчас активно приходят люди? И вы сами как пришли к пастафарианству?

– В России сейчас чуть больше 20 тысяч пастафариан, опять-таки судя по анкетам, которые мы получили, но реально их больше, потому что не все зашли на сайт. После каких-то информационных поводов приходит больше всего людей. Когда нас задерживала полиция в московском саду "Эрмитаж", потом, когда мы делали религиозную группу, регистрировались. Почему они приходят, мы сами этого точно не знаем, мы не проводили больших опросов. Сам я пришел к пастафарианству более-менее случайно. Я пошел 17 августа прошлого года на сбор около кинотеатра "Пушкинский" в Москве, в сквере, тогда был разгон того, что полицейские называли "шествием". Во время этого разгона я познакомился с другими пастафарианами, влился в эту пастафарианскую тусовку и пришел постепенно к этой вере.

– Тяжело вам бороться с косностью окружающих? Вас касается закон об оскорблении чувств верующих?

– Я не скажу, что везде мы встречаем какую-то косность и нападки. Были несколько случаев, возможно, за весь год, когда мы реально подверглись нападкам. Косность окружающих, родственников, друзей – иногда случается. Но она не агрессивная, а, скорее, иногда недоуменная, типа: "Ой, секта, ой, что это за странность... " А когда я объясняю, что это такое, что это не секта, а наоборот, скорее, "антисекта", то они понимающе кивают. Касается ли нас этот закон? Да, касается – в том смысле, что если нас будут оскорблять, мы можем подать в суд на это. Но лично я и большинство членов Священного Дуршлага выступают против таких методов борьбы. Нам кажется, что мы опускаемся таким образом до уровня наших противников.

Знаменитые водительские права Нико Альма

– Пастафарианство – это вера ироничных и нелицемерных людей. Но в России ведь сегодня с иронией дела обстоят крайне паршиво. Хотя при этом многие россияне в глубине души совсем ведь не религиозны, наверное, и в голове у них полная каша. Как говорится, "черной кошки мы боимся больше, чем гнева божьего". Однако вслух об этом говорить иногда стало просто опасно.

– Да, очень странно в России дела с религией обстоят, что называется, "верующие не показывают, а показывающие не верят". То, что с иронией плохо, и то, что с религией непонятно – это для нас некий вызов, нужно сделать так, чтобы было хорошо с иронией и с религией. Мы ведь не выступаем против каких-то других религий, как нас пытаются выставить – что мы, вроде бы, против православия, против христианства. Это неправда. Мы не против ни того, ни другого. Мы считаем, что человек волен выбрать любую религию, которая не нарушает права других. А насчет иронии – нам кажется, что это очень важное качество человека, и мы хотим его развивать, и в России для этого непаханое поле. И тем интереснее!

– Вашу религию можно назвать протестной или нет?

Святые макаронные мощи

– Наша религия приобрела некий протестный контекст из-за этого разгона 17 августа 2013 года, потому случилось что то же самое, что было на протестных митингах – ОМОН приехал, всех задержал, выписали штрафы. Но на самом деле мы этого не планировали, и когда было шествие в Петербурге, такое же, как в Москве, все прошло отлично, потому что там не было провокаторов, религиозных фанатиков. Поэтому ошибочно считать нашу религию протестной. Мы протестны только в том смысле, в каком любое новшество является протестом – тем, что мы пытаемся заменить собой "старье в головах". Не какие-то старые религии, а некие отжившие моральные принципы. Возможно, в этом смысле мы протестные.

– Я спрашивал не только о Русской пастафарианской церкви, но и о пастафарианстве в глобальном масштабе.

– Исходно у Бобби Хендерсона был протест против преподавания теории "Разумного замысла" в школах. И можно по-разному об этом судить. Действительно, с одной стороны, это, конечно, протест против каких-то религиозных догм, норм, правил, которые поддерживаются государствами. С другой стороны, это уже стало, и не только в России, но и вообще в мире, добрым положительным движением, не только отрицающим старое, но и превратившимся в новое. Поэтому нет, я бы не сказал все-таки, что это протестная религия по своей сути.

– Я знаю, что к вам в гости на первую годовщину регистрации приезжает один из великих деятелей пастафарианства из Австрии.

Пастафарианский пророк Нико Альм

– К нам приезжает Нико Альм, депутат австрийского парламента, который первый (тогда он еще не был депутатом), сфотографировался на водительские права с дуршлагом на голове. Три года его с этим мурыжили, отправляли на обследование в психиатрическую лечебницу, но потом он доказал все-таки, что имеет право это сделать, аналогично тому, как мусульманки фотографируются в хиджабах. Мы всех приглашаем в субботу на открытую программу "Прогулки по Москве". Мы уверены, что в этот раз обойдется без провокаций, потому что мы призываем сторонников не выкрикивать лозунги и не брать плакатов. Это будет просто прогулка – поход в Третьяковку, поход на смотровую площадку на Воробьевых горах, пресс-конференция и тусовка в клубе, – рассказывает член Священного Дуршлага Русской пастафарианской церкви Летающего Макаронного Монстра Юрий Пеков.

Радио Свобода