Как благотворители могут покрыть многочисленные нужды Армении и Диаспоры?

Издатель и редактор газеты «Калифорнийский курьер» Арут Сасунян

Недавно профессор гуманитарных наук Университета Колгейта (США) Питер Балакян написал статью под названием «Разорванная связь: армянское бизнес-сообщество и формирование культуры».

В своей статье Балакян выражает сожаление по поводу того, что общине американских армян не удалось содействовать предложенной выставке на тему Геноцида армян в музее Холокоста в Иллинойсе, накануне столетия Геноцида в 2015 году.

Выставку под названием «Тень горы Арарат. Геноцид армян» намечалось представить не только в музее Холокоста в Иллинойсе (это, по масштабу, – второе подобное учреждение в Соединенных Штатах), но и в целом по стране, а, возможно, также в Европе и Южной Америке.

Балакян выражает разочарование в связи с тем, что армянская община Чикаго не сумела собрать 600 тыс. долларов, необходимых для финансирования, в результате чего намеченная выставка была отменена. По его мнению, этот инцидент «в целом отражает крупную неудачу в деле формирования культуры армянской общины в Соединенных Штатах, под которой я подразумеваю использование финансовых средств для реализации культурных дел и творчества». Балакян считает, что у американских армян «почти ничего нет для демонстрации в сфере культурных ценностей в американском масштабе». Не считая некоторых исключений, «армяне не создали культурных фондов, музеев и центров искусств американского масштаба».

Балакян недоволен тем, что «армянское бизнес-сообщество не сумело снять художественный фильм о Геноциде армян или других событиях из истории армянского народа. Он приводит слова одного преподавателя-еврея, который сказал ему: «Кажется, связь между армянскими бизнесменами и деятелями искусства разорвана: предприниматели не понимают, что инвестиции в сферу искусства означают инвестиции в продолжение существования армянской цивилизации. Осуществление инвестиции в культуру общины должно рассматриваться как прославление прошлого и нынешнего бытия армянского народа, того, что турецкие злодеи пытались уничтожить. Конечно, это – философия многочисленных еврейских инвестиций в еврейское искусство. Это – как «послать Гитлера к черту»».

Хотя я и разделяю опасения Балакяна, но хотел бы дополнительно высказать некоторые мысли по поводу этой важной темы:

1. Большинство армянских благотворителей предпочитает вкладывать средства и связывать свои имена с такими конкретными проектами, как церкви и школы, а не с абстрактными программами, наподобие общественных связей и искусства. Однако, все должны осознавать, что богатые армяне имеют право тратить с трудом заработанные деньги так, как сами того пожелают. Это – их деньги, и они решают, как им их тратить.

2. Нужды армянской диаспоры и Республики Армения настолько велики, что на практике даже щедрые благотворители не могут обеспечить все потребности армян.

3. Нет четких механизмов определения приоритетности нужд общины и оценки их по достоинству. Меценаты и благотворительные организации наводнены просьбами о финансировании фильмов, изданий, произведений искусства, о помощи Армении, спонсировании памятников, мемориальных комплексов, церквей, школ и детских домов. Лишь у немногих меценатов есть время и опыт оценить качество и пользу предлагаемых программ в самых разных сферах.

4. Иногда программы финансируются не благодаря их ценности, а в результате личных отношений, установившихся между дарителем и получателем. Это может зависеть и от того, кто проситель.

5. Хотя армяне довольно щедры в деле содействия организациям своей общины, однако просьбы зачастую превышают имеющиеся денежные возможности. Невозможно назвать хотя бы одну сферу, которая бы финансировалась в достаточной мере, в том числе – социальная, культурная, религиозная, политическая, спортивная и гуманитарная деятельность. Можно ли говорить, что денежных средств достаточно для того, чтобы суметь:

- публиковать все те книги, которые достойны издания;

- провести оцифровку старинных рукописей и ценных архивных материалов до их окончательной утраты;

- производить профессионально снятые художественные и документальные фильмы о Геноциде армян и на другие темы;

- финансировать проекты в рамках столетия Геноцида;

- предоставить средства для избрания политических кандидатов, которые содействуют решению армянских вопросов;

- спонсировать концерты, художественные выставки, музеи, медицинские, научные и многие другие достойные проекты;

- удовлетворить насущные нужды сирийских армян, бедных и необеспеченных людей в Армении, Арцахе и Диаспоре?

Конечно, меценаты могут многое сделать для обеспечения нужд армянства, которые кажутся бесконечными. Тем не менее, сначала нужно создать механизм для уточнения приоритетности различных нужд, оценить степень их остроты и подготовить профессиональную программу для представления благотворителям. Наконец, после получения пожертвования, нужно периодически представлять отчеты о реализации программы, демонстрируя, что выделенные средства потрачены надлежащим образом на достижение обещанных целей.

Арут Сасунян,
издатель и редактор газеты «Калифорнийский курьер»


Перевод: Armenia Today