ЕС и Армения работают «над новой юридической основой своих отношений»

Чрезвычайный и Полномочный посол Польши в Армении Здислав Рачиньский.

Евросоюз и Армения сейчас работают над новой юридической основой своих отношений, и возможно, что это будет новое соглашение об ассоциации. Об этом в эксклюзивном интервью Радио Азатутюн заявил Чрезвычайный и Полномочный посол Польши в Армении Здислав Рачиньский.

При этом, однако, Рачиньский подчеркнул, что в новом соглашении об ассоциации не будет той глубины сотрудничества, которая была заложена в предыдущем соглашении.

«Сейчас Европейский союз и Армения работают над новой юридической основой своих отношений, - сказал польский дипломат и продолжил. – Что это будет - вопрос открыт. Я не исключаю даже, что это может быть какое-то соглашение об ассоциации, но немного другого типа, поскольку есть разные договора об ассоциации. Страны Северной Африки с половины 1990-х годов начали подписывать такие соглашения. То, что предлагалось Восточным партнерам, это совсем другая ассоциация, включающая в себя вопрос мобильности населения, то есть облегчение визового режима, возможности легально работать в странах [Евросоюза], это зона свободной торговли, это участие молодого поколения в образовательных программах. Так что, под одним названием кроется разная политическая и экономическая действительность, и может быть так, что название будет сохранено, но это будет немного менее тесное сотрудничество, чем предполагалось первоначально».

«Если говорить откровенно, может быть, мы взяли чересчур большой темп, может быть, эти проекты были чересчур амбициозными, и страны-Восточные партнеры просто были не в состоянии реально участвовать в том проекте, который первоначально предлагался», - отметил посол.

«Мое видение ситуации следующее: безопасность Армении гарантируется, во-первых, ее членством в ОДКБ, во-вторых, особыми двусторонними отношениями с Россией, и эти составляющие не входят в противоречие с ассоциацией с Европейским союзом. Правда, пока у нас таких примеров нет, но почему бы Армении не быть в числе первопроходцев. То есть, я имею в виду, что Армения остается в пространстве безопасности, гарантируемой Россией, но одновременно пользуется теми привилегиями, ноу-хау, которые может предоставить Европейский союз. Это могло стать очень интересным и даже историческим политическим экспериментом», - сказал Рачиньский.

По словам посла, Армения не отказалась от интеграции с Евросоюзом, а приостановила свое движение на пути евроинтеграции. Причиной, по мнению Здислава Рачиньского, стало то, что Россия «напомнила о той реальности, в которой живут постсоветские страны».

На вопрос, означает ли это, что ему известно, что Россия заявила руководству Армении, что если оно подпишет соглашение об ассоциации с ЕС, то российский рынок будет закрыт для армянских товаров, польский посол ответил: «Это прямо сказал господин Путин в Минске, что для стран, которые вступают в ассоциацию с Европейским союзом, путь к льготам и преференциям закрыт. Это буквальное высказывание президента Путина».

«Может быть была надежда на более устремленные действия этих стран [Восточного партнерства – ред.], поскольку как-никак все страны-Восточные партнеры вот уже 20 лет как независимые государства, они создали экономики и государственные институты, но, по всей видимости, все это оказалось не столь эффективно, не столь действенно для того, чтобы эти страны могли отправиться в другое плавание. Все-таки определенная, скажем, постколониальная действительность более обременяет, чем казалось раньше».

В то же время, посол Польши выразил сомнение в том, что России удастся восстановить Советский Союз - «империю», потому что у Москвы «нет потенциала для того, чтобы воссоздать империю».

«С другой стороны, очевидно, что внутри Таможенного союза есть противоречия, - отметил Здислав Рачиньский. – Две из трех стран, входящих сейчас в Таможенный союз, Россия и Казахстан – это крупные производители и экспортеры углеводородов. Эти страны, конечно, заинтересованы в протекциональной системе построения своей таможенной политики. Армения, наоборот, объективно заинтересована в максимальном открытии. И мне, честно говоря, очень сложно представить, как две такие разные модели, два разных устремления могут совмещаться в чем-то одном».