Принятые 8 октября Европейским парламентом решения о дальнейших мерах по борьбе с курением в ЕС напоминают стакан, до половины заполненный водой.
Для антитабачных активистов, голосом которых стала фракция Зеленых в Европарламенте, «стакан» наполовину пуст. В заявлении фракции
8 октября названо «позорным днем» в истории Европейского парламента, правоцентристское большинство которого «уступило давлению табачного лобби» и приняло решение, «полностью противоречащее интересам граждан и их здоровья». «Горьким разочарованием стало то, что члены Европарламента решили защищать интересы табачного лобби, а не здоровье нашей молодежи», - заявил депутат от фракции Зеленых Кит Тэйлор. Похожего мнения придерживается и бывший член Еврокомиссии, отвечавший за вопросы здравоохранения, Джон Далли: «безусловно, это большая победа для табачной индустрии».
Как ни удивительно, сами «победители» не спешат радоваться своему успеху. Для них, - как и для активистов, борющиеся за права курильщиков, - «стакан» антитабачных мер видится почти полным. По словам Драго Азиновича, представителя Philip Morris International, “Европарламент фактически одобрил запрет одного из легальных сегментов рынка, что неминуемо приведет к росту нелегальной торговли». А в заявлении Imperial Tobacco говорится, что компания «по-прежнему очень обеспокоена масштабами основанных на и чрезмерных ограничений, которые будут наложены на нашу отрасль».
Что же произошло в Страсбурге 8 октября? Европарламент одобрил большинcтво внесенных ранее Европейской комиссией поправок к Европейской директиве о табачных продуктах. Речь идет о всеобъемлющем документе, регулирующем табачную отрасль на всей территории ЕС. Главная цель принятых решений – дальнейшая борьба с курением, последствия которого, по новейшим данным, по-прежнему являются причиной смерти около 700 тысяч жителей ЕС ежегодно.
По словам депутата Европарламента, британской лейбористски Линды Макэван, которая была главной докладчицей по этому вопросу, главная цель новых правил – отреагировать на то, что «несовершеннолетние все чаще становятся целевой аудиторией табачных компаний». Поскольку большинство людей начинает курить еще до достижения совершеннолетия, главная цель – не столько убедить уже существующих курильщиков бросить курить, сколько сделать так, чтобы молодые люди курить не начинали. Отсюда упор на борьбу с табаком не только путем запретов, но и в сфере маркетинга.
Одно из важнейших решений – окончательная унификация размеров сигаретных пачек: к 2016 году по всему ЕС в них будут 19-20 сигарет, не больше и не меньше. Этот запрет коснется прежде всего Британии, где популярны маленькие пачки, содержащие всего 10 сигарет (их покупает около 40 процентов британцев). Они дешевле и за счет этого, как считают сторонники запрета, более доступны для молодежи. Дороговизна же стандартной пачки может отпугнуть молодых людей от покупки сигарет.
До 65 процентов будет увеличен размер предупреждающих о вреде курения надписей и фотографий на пачках (сейчас это 30-40 процентов от их площади). Названия брендов не исчезнут с пачек полностью, но будут располагаться исключительно в нижней их части. К 2017 году будут запрещены и сигареты с любыми ароматизаторами – за исключением ментола, по отношению к которому запрет вступит в силу к 2022 году.
Наконец, электронные сигареты, бум которых переживает Европа – в особенности после введения во многих странах запрета на курение в общественных местах – будут фактически приравнены к обычным сигаретам, на них будут распространяться более жесткие правила относительно рекламы, мест продажи, лицензирования и так далее.
Все эти решения на первый взгляд не дают никаких оснований трактовать их как победу табачного лобби. Однако важны детали.
Жутковатый антитабачный видеоролик - о риске рака ротовой полости у курильщиков:
Европарламент – который евроскептиками рассматривается едва ли не как безвольный автомат для утверждения решений «брюссельских бюрократов» - на сей раз внес множество изменений в первоначальные предложения Еврокомиссии, и эти поправки смягчают, иногда довольно существенно, предложенные меры.
Нет сомнений, что депутаты смягчили позицию как под влиянием «табачного лобби», так и из-за шумной кампании, организованной в Европе (и прежде всего – в Британии) защитниками прав курящих. Особенно бурную деятельность развила группа Forest, запустившая кампанию NoThankEU (то есть «ЕС – спасибо, нет»), в рамках которой в Брюссель и британские органы власти были направлены около 50 тысяч подписей против предлагавшихся антитабачных норм. По словам Саймона Кларка, руководителя Forest, кампания показала, «насколько сильны негативные эмоции людей по отногению к этим антилиберальным и потенциально безответственным мерам». Не теряли времени и сами табачные компании – прежде всего Philip Morris, эмиссары которой, по данным Irish Times, в последние недели перед голосованием активно работали с евродепутатами.
Не во всем противникам жестких антитабачных мер удалось добиться успеха. Так, запрет на маленькие пачки, ставящий, по мнению Forest, под удар людей с низкими доходами, все же был введен. Однако депутаты Европарламента отказались от другого широко обсуждавшегося запрета – на производство и продажу так называемых «тонких» сигарет (slims). Введен ряд ограничений на их рекламу и внешний вид пачек – и только.
65 процентов предупредительных надписей на пачках – это, по мнению табачной индустрии, немало – но все же меньше, чем предлагавшиеся изначально 75 процентов.
Электронные сигареты – с подачи британского ведомства здравоохранения – предполагалось приравнять к лекарствам и продавать в аптеках по правилам, предусмотренным для медицинских препаратов. И эта норма, однако, в Европарламенте не прошла – в том числе и благодаря позиции многих депутатов из самой Британии, указавших на то, что электронные сигареты, напротив, помогли снизить число «классических» курильщиков. По словам консерватора Мартина Калланана, «добиваться запрета на продажу электронных сигарет в магазинах – полное безумие, ведь они помогли огромному числу людей бросить курить более вредные сигареты».
Настоящая битва, однако, разгорелась вокруг сигарет с ментолом. Аргументом сторонников запрета было то, что эти сигареты особенно привлекательны для тех, кто только начинает курить – детей и подростков, и прежде всего девушек. Сторонники запрета нашли единомышленников за океаном – в лице Ведомства Соединенных Штатов по продуктам питания и медикаментам (FDA). В июле 2013 года оно пришло к выводу о том, что сигареты с ментолом вреднее обычных, но не объективно, а субъективно – не в силу их химических свойств, а именно из-за их привлекательности для юных курильщиков.
Впрочем, власти Соединенных Штатов пока не спешат расширять за счет ментола введенный в 2009 году законодательный запрет на сигареты с ароматом. И дело тут не только в кознях «табачного лобби». Сигареты с ментолом в стране, до сих пор чувствительно относящейся к расовым вопросам, курит подавляющее большинство афроамериканцев. В некотором смысле они стали даже частью субкультуры темнокожих жителей США. Борцы с табаком указывают на этот факт как на свидетельство дискриминации – табачные компании, мол, «подсаживают» уязвимые слои населения (подростков, молодых женщин, афроамериканцев) на сигареты с «приятным» вкусом. Другие, напротив, считают дискриминационным возможный запрет.
В Европе, где подобных проблем нет, противники запрета сигарет с ментолом также обвиняют своих оппонентов в стремлении к дискриминации. По мнению обозревателя Daily Telegraph Бруно Уотерфилда, «стремясь к запрету, Европейский Союз возводит дискриминацию в ранг добродетели и утверждает неравенство перед законом». Еще один аргумент: «Если запрет будет одобрен, около миллиона британских курильщиков – и намного больше в других странах ЕС – будут лишены права на свой любимый ментол, что откроет новые возможности для преступных деятелей черного рынка».
Итогом публичных дебатов и закулисной борьбы стало компромиссное решение. Сигареты с ментолом все же будут запрещены, однако спустя довольно значительный промежуток времени. Вместо 2017 года запрет вступит в действие пятью годами позже.
Принятые Европарламентом решения еще не обрели силу закона. Впереди очередной раунд согласования на уровне Совета ЕС – после чего депутаты примут окончательное решение, на основании которого в течение 18 месяцев должны будут внесены поправки в национальное законодательство.
Джон Далли и антитабачные активисты указывают на опасность того, что табачные фирмы могут в ходе согласований добиться-таки «исключения» для ментола. В любом случае, бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт – ярый поклонник сигарет с ментолом – может, хотя бы на несколько лет, перестать беспокоиться. В ожидании казавшегося неминуемым близкого запрета он, по свидетельствам, купил «про запас» не менее 200 блоков – чего должно было хватить ему на 3 года. Учитывая, что запрет отложен до 2022 года, а Шмидту сейчас 94 лет, бывшему канцлеру, быть может, и не придется жить в мире, где он будет лишен возможности выкурить сигарету с любимым ароматом.
Радио Свобода
Для антитабачных активистов, голосом которых стала фракция Зеленых в Европарламенте, «стакан» наполовину пуст. В заявлении фракции
8 октября названо «позорным днем» в истории Европейского парламента, правоцентристское большинство которого «уступило давлению табачного лобби» и приняло решение, «полностью противоречащее интересам граждан и их здоровья». «Горьким разочарованием стало то, что члены Европарламента решили защищать интересы табачного лобби, а не здоровье нашей молодежи», - заявил депутат от фракции Зеленых Кит Тэйлор. Похожего мнения придерживается и бывший член Еврокомиссии, отвечавший за вопросы здравоохранения, Джон Далли: «безусловно, это большая победа для табачной индустрии».
Как ни удивительно, сами «победители» не спешат радоваться своему успеху. Для них, - как и для активистов, борющиеся за права курильщиков, - «стакан» антитабачных мер видится почти полным. По словам Драго Азиновича, представителя Philip Morris International, “Европарламент фактически одобрил запрет одного из легальных сегментов рынка, что неминуемо приведет к росту нелегальной торговли». А в заявлении Imperial Tobacco говорится, что компания «по-прежнему очень обеспокоена масштабами основанных на и чрезмерных ограничений, которые будут наложены на нашу отрасль».
По словам депутата Европарламента, британской лейбористски Линды Макэван, которая была главной докладчицей по этому вопросу, главная цель новых правил – отреагировать на то, что «несовершеннолетние все чаще становятся целевой аудиторией табачных компаний». Поскольку большинство людей начинает курить еще до достижения совершеннолетия, главная цель – не столько убедить уже существующих курильщиков бросить курить, сколько сделать так, чтобы молодые люди курить не начинали. Отсюда упор на борьбу с табаком не только путем запретов, но и в сфере маркетинга.
Одно из важнейших решений – окончательная унификация размеров сигаретных пачек: к 2016 году по всему ЕС в них будут 19-20 сигарет, не больше и не меньше. Этот запрет коснется прежде всего Британии, где популярны маленькие пачки, содержащие всего 10 сигарет (их покупает около 40 процентов британцев). Они дешевле и за счет этого, как считают сторонники запрета, более доступны для молодежи. Дороговизна же стандартной пачки может отпугнуть молодых людей от покупки сигарет.
До 65 процентов будет увеличен размер предупреждающих о вреде курения надписей и фотографий на пачках (сейчас это 30-40 процентов от их площади). Названия брендов не исчезнут с пачек полностью, но будут располагаться исключительно в нижней их части. К 2017 году будут запрещены и сигареты с любыми ароматизаторами – за исключением ментола, по отношению к которому запрет вступит в силу к 2022 году.
Наконец, электронные сигареты, бум которых переживает Европа – в особенности после введения во многих странах запрета на курение в общественных местах – будут фактически приравнены к обычным сигаретам, на них будут распространяться более жесткие правила относительно рекламы, мест продажи, лицензирования и так далее.
Все эти решения на первый взгляд не дают никаких оснований трактовать их как победу табачного лобби. Однако важны детали.
Жутковатый антитабачный видеоролик - о риске рака ротовой полости у курильщиков:
Европарламент – который евроскептиками рассматривается едва ли не как безвольный автомат для утверждения решений «брюссельских бюрократов» - на сей раз внес множество изменений в первоначальные предложения Еврокомиссии, и эти поправки смягчают, иногда довольно существенно, предложенные меры.
Нет сомнений, что депутаты смягчили позицию как под влиянием «табачного лобби», так и из-за шумной кампании, организованной в Европе (и прежде всего – в Британии) защитниками прав курящих. Особенно бурную деятельность развила группа Forest, запустившая кампанию NoThankEU (то есть «ЕС – спасибо, нет»), в рамках которой в Брюссель и британские органы власти были направлены около 50 тысяч подписей против предлагавшихся антитабачных норм. По словам Саймона Кларка, руководителя Forest, кампания показала, «насколько сильны негативные эмоции людей по отногению к этим антилиберальным и потенциально безответственным мерам». Не теряли времени и сами табачные компании – прежде всего Philip Morris, эмиссары которой, по данным Irish Times, в последние недели перед голосованием активно работали с евродепутатами.
Не во всем противникам жестких антитабачных мер удалось добиться успеха. Так, запрет на маленькие пачки, ставящий, по мнению Forest, под удар людей с низкими доходами, все же был введен. Однако депутаты Европарламента отказались от другого широко обсуждавшегося запрета – на производство и продажу так называемых «тонких» сигарет (slims). Введен ряд ограничений на их рекламу и внешний вид пачек – и только.
65 процентов предупредительных надписей на пачках – это, по мнению табачной индустрии, немало – но все же меньше, чем предлагавшиеся изначально 75 процентов.
Электронные сигареты – с подачи британского ведомства здравоохранения – предполагалось приравнять к лекарствам и продавать в аптеках по правилам, предусмотренным для медицинских препаратов. И эта норма, однако, в Европарламенте не прошла – в том числе и благодаря позиции многих депутатов из самой Британии, указавших на то, что электронные сигареты, напротив, помогли снизить число «классических» курильщиков. По словам консерватора Мартина Калланана, «добиваться запрета на продажу электронных сигарет в магазинах – полное безумие, ведь они помогли огромному числу людей бросить курить более вредные сигареты».
Настоящая битва, однако, разгорелась вокруг сигарет с ментолом. Аргументом сторонников запрета было то, что эти сигареты особенно привлекательны для тех, кто только начинает курить – детей и подростков, и прежде всего девушек. Сторонники запрета нашли единомышленников за океаном – в лице Ведомства Соединенных Штатов по продуктам питания и медикаментам (FDA). В июле 2013 года оно пришло к выводу о том, что сигареты с ментолом вреднее обычных, но не объективно, а субъективно – не в силу их химических свойств, а именно из-за их привлекательности для юных курильщиков.
Впрочем, власти Соединенных Штатов пока не спешат расширять за счет ментола введенный в 2009 году законодательный запрет на сигареты с ароматом. И дело тут не только в кознях «табачного лобби». Сигареты с ментолом в стране, до сих пор чувствительно относящейся к расовым вопросам, курит подавляющее большинство афроамериканцев. В некотором смысле они стали даже частью субкультуры темнокожих жителей США. Борцы с табаком указывают на этот факт как на свидетельство дискриминации – табачные компании, мол, «подсаживают» уязвимые слои населения (подростков, молодых женщин, афроамериканцев) на сигареты с «приятным» вкусом. Другие, напротив, считают дискриминационным возможный запрет.
В Европе, где подобных проблем нет, противники запрета сигарет с ментолом также обвиняют своих оппонентов в стремлении к дискриминации. По мнению обозревателя Daily Telegraph Бруно Уотерфилда, «стремясь к запрету, Европейский Союз возводит дискриминацию в ранг добродетели и утверждает неравенство перед законом». Еще один аргумент: «Если запрет будет одобрен, около миллиона британских курильщиков – и намного больше в других странах ЕС – будут лишены права на свой любимый ментол, что откроет новые возможности для преступных деятелей черного рынка».
Итогом публичных дебатов и закулисной борьбы стало компромиссное решение. Сигареты с ментолом все же будут запрещены, однако спустя довольно значительный промежуток времени. Вместо 2017 года запрет вступит в действие пятью годами позже.
Принятые Европарламентом решения еще не обрели силу закона. Впереди очередной раунд согласования на уровне Совета ЕС – после чего депутаты примут окончательное решение, на основании которого в течение 18 месяцев должны будут внесены поправки в национальное законодательство.
Джон Далли и антитабачные активисты указывают на опасность того, что табачные фирмы могут в ходе согласований добиться-таки «исключения» для ментола. В любом случае, бывший канцлер Германии Гельмут Шмидт – ярый поклонник сигарет с ментолом – может, хотя бы на несколько лет, перестать беспокоиться. В ожидании казавшегося неминуемым близкого запрета он, по свидетельствам, купил «про запас» не менее 200 блоков – чего должно было хватить ему на 3 года. Учитывая, что запрет отложен до 2022 года, а Шмидту сейчас 94 лет, бывшему канцлеру, быть может, и не придется жить в мире, где он будет лишен возможности выкурить сигарету с любимым ароматом.
Радио Свобода