Одиссея Крытого рынка. Когда госструктуры бессильны

Президент Армении Серж Саргсян (слева) и депутат-бизнесмен Самвел Алексанян (справа)

Печально известная история Крытого рынка началась в сентябре 2011 года, когда принадлежащий Гагику Царукяну концерн «Мульти групп» заявил, что из-за своей нерентабельности рынок был продан депутату-бизнесмену Самвелу Алексаняну.

Уже в январе 2012 года начались работы по реконструкции Крытого рынка, и несмотря на то, что у застройщика было разрешение на проведение лишь подземных работ, в марте была снесена крыша рынка. За произошедшее мэрия Еревана оштрафовала на 200 тысяч драмов компанию «Рынок номер один Еревана». Несмотря на заверения мэрии Еревана, что наземные работы прекращены, в ночь на 27 мая строительная техника вошла на территорию рынка и разрушила арки историко-культурного сооружения.

После шума, поднявшегося вокруг свершившегося беззакония, была создана специальная комиссия с участием Министерства культуры и мэрии Еревана. Комиссия зафиксировала, что были осуществлены работы, выходящие за рамки утвержденного проекта, в частности, были разрушены некоторые межэтажные перекрытия, что нарушило устойчивость строения, также имело место разрушение основных арок.

После этого комиссия, сформированная из представителей государственных органов, предложила ООО «Рынок номер один Еревана» в кратчайшие сроки представить на обсуждение в Министерство культуры новый проект восстановления, реконструкции памятника. Конечно же, никакого процесса восстановления памятника начато не было, более того, депутат-бизнесмен Самвел Алексанян в ответ на вопрос Радио Азатутюн заявил, что имело место самообрушение арок рынка, а строительная техника ночью вошла на территорию рынка, чтобы предотвратить это обрушение.

В том же интервью в мае 2012 года Самвел Алексанян пообещал, что Крытый рынок супермаркетом не станет, он будет одноэтажным, а арки будут восстановлены.

«Рынок будет, рынок», - заверял Алексанян.

Естественно, эти обещания не были исполнены, не были восстановлены и арки. Получилось, что мэрия Еревана и Министерство культуры так и не смогли заставить депутата-бизнесмена восстановить памятник. Не только арки не были восстановлены, но и в 2013 году собственник без наличия на то разрешения беспрепятственно продолжил осуществлять наземные строительные работы. Мэрия и на этот раз не обратилась в правоохранительные органы: вместо этого в начале этого года она еще раз оштрафовала ООО «Рынок номер один Еревана», на этот раз в размере 2,5 млн драмов.

Эти штрафы, естественно, не возымели никакого воздействия на владельца рынка: он спокойно продолжил и завершил работы по искажению облика здания. Более того, в июне 2013 года неожиданно для всех мэр Еревана заявил, что Самвел Алексанян хотел на территории рынка построить еще и многоквартирное здание, что было предотвращено.

«Собственник хотел, чтобы здесь было построено многоквартирное здание, что было запрещено, и со вчерашнего дня начались работы по демонтажу. В то же время, те, кто нарушил закон, кто попытался испортить архитектурный облик города Еревана, обязательно в рамках закона будут привлечены к ответственности», - пообещал мэр Еревана Тарон Маркарян.

Хотя столичный градоначальник и заявил, что нарушители закона будут наказаны, однако он так и не обратился в правоохранительные органы в связи с искажением историко-культурного сооружения. В июне этого года, после своего переизбрания на пост мэра, отвечая на вопрос Радио Азатутюн о том, почему они не обращаются в правоохранительные органы по факту нарушения закона и неисполнения их решений, Тарон Маркарян дал довольно примечательный ответ: «Работы по демонтажу продолжаются, зачем обращаться?»

А владелец рынка Самвел Алексанян продолжал подшучивать, заявляя, что Тарон Маркарян – самый лучший мэр Еревана, «потому что он пришел и разрушил рынок, другого разрушившего за эти 20 лет не было».

Таким образом, депутат-бизнесмен Самвел Алексанян, пользовавшийся во время парламентских выборов поддержкой президента страны Сержа Саргсяна, сделал с Крытым рынком все, что захотел, заплатив всего лишь 2,7 млн драмов (около 6500 долларов) в качестве штрафа. Против его беззаконий оказались бессильны целое министерство и целая мэрия, и как признался бывший главный архитектор Еревана Нарек Сарсгян, многочисленные усилия не принесли пользы и памятник был искажен.

«Это такой вопрос, на который я не могу привести никакого ответа или оправдания», - сказал архитектор.