Лица, попавшие в «черный список» Баку, относятся к этому с недоумением и иронией

Монсеррат Кабалье во время посещения Нагорного Карабаха, 5 июня 2013 г.

Недоумение и ирония – вот такими словами можно охарактеризовать первую реакцию лиц, попавших в опубликованный Азербайджаном «черный список», на данное решение официального Баку.

В конце прошлой недели Министерство иностранных дел Азербайджана опубликовало список из 335 лиц, для которых отныне въезд в страну строго воспрещен. Причина в том, что эти люди в разное время посещали Нагорный Карабах.

В списке, опубликованном внешнеполитическим ведомством Азербайджана, фигурируют представители разных стран – от России до Аргентины, от Франции до Ирана. Так, отныне Азербайджан закрыт для посещения для всемирно известной оперной певицы Монтсеррат Кабалье и бывшего специального представителя ЕС на Южном Кавказе Питера Семнеби, американского астронавта Чарльза Дьюка и итальянской поп-звезды 80-х Аль Бано. Также в «черном списке» находятся все проармянские депутаты парламента Франции, в том числе автор законопроекта о криминализации отрицания Геноцида армян Валери Буае. Среди «невъездных» персон также многих журналистов и экспертов.

Среди тех, кто лишен права посещать Азербайджан, также работавший в лондонской «Таймс» журналист Тони Халпин. На своей страничке в Twitter британский журналист написал: «В прошлом году, благодаря «Евровидению», я успел увидеть Баку. Великолепный город, приветливые люди и ужасная администрация».

В списке также почти все руководство имеющей репутацию самой либеральной московской радиостанции «Эхо Москвы», в том числе два заместителя главного редактора радиостанции Сергей Бунтман и Владимир Варфоломеев. Последний на своей страничке в Facebook вчера написал: «Я лишь недавно полюбил бакинскую пахлаву, и что мне теперь прикажете делать? Навсегда забыть ее восхитительный вкус?»

Отныне не сможет посещать Азербайджан и научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований (США, Вашингтон) Сергей Маркедонов. На своей страничке в Facebook Маркедонов пишет: «Я всегда говорил, что военное решение нагорно-карабахского вопроса Азербайджану невыгодно. Также отмечал, что невозможна ситуация, при которой Нагорный Карабах по примеру советских времен в качестве автономной области вернется в состав Азербайджана. О том, что нельзя войти в одну реку дважды, я говорил и в Баку. Фактически, отныне у меня не будет возможности делать такие заявления в Азербайджане. И что? Нагорно-карабахская проблема сразу решится по тому варианту, который выгоден властям Азербайджана?»

В политологических кругах Азербайджана, кстати, убеждены, что в принятии данного решения власти Азербайджана использовали посещения Нагорного Карабаха лишь в качестве предлога. Политолог Арастун Оруджлу в беседе с Радио Азатутюн отметил: «Я думаю, что причины иные. Это имеет непосредственную связь с [президентскими] выборами. Этот список, по всей вероятности, не из-за Аль Бано или Монтсеррат Кабалье, а из-за журналистов, аналитиков, политиков и экспертов. Они могли бы посетить Азербайджан до выборов или же в день самих выборов, освещая те реалии, которые существуют в Азербайджане».