Госдепартамент США раскритиковал Армению в области прав человека

Коррупция на всех уровнях государственной власти, ограничение права граждан на смену своего правительства, низкий уровень прозрачности в правительстве, находящаяся под давлением судебная власть, насилие над журналистами, рост количества смертей военнослужащих в мирных условиях, повсеместная дискриминация людей с ограниченными способностями, произвольные и неправомерные аресты подозреваемых, пытки задержанных сотрудниками силовых структур, повальная социальная дискриминация представителей религиозных меньшинств, лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендерных (ЛГБТ) лиц, тотальная антисанитария в забитых до отказа тюрьмах, семейное насилие, безнаказанность полиции, отсутствие механизма контроля над ее деятельностью и так далее. Обо всем этом и многом другом говорится в докладе Госдепартамента США о ситуации с правами человека в Армении за 2012 год, передает ИА REGNUM.

В частности, авторы доклада коснулись прошедших 6 мая 2012 года выборов в парламент Армении, отметив, что они сопровождались нарушениями в ходе предвыборной кампании, использованием властями административного ресурса, раздачей избирательных взяток, упущениями в Избирательном кодексе Армении.

В связи с парламентскими выборами приводится пример насилия в отношении корреспондента Радио Азатутюн Элины Чилингарян, которая проводила съемки за пределами избирательного участка. «По факту нападения неизвестных лиц в полиции Армении было возбуждено уголовное дело, которое, однако, было закрыто 13 июля», - напомнили эксперты Госдепа.

В докладе также упоминается экс-министр иностранных дел Армении, член партии «Процветающая Армения» Вартан Осканян, против которого Службой национальной безопасности было возбуждено уголовное дело в связи с подозрением в отмывании денег: «Это случилось на следующий день после того, как партия Осканяна заявила о решении не присоединяться к правящей коалиции. Многие наблюдатели усматривают политический мотив в возбуждении уголовного дела, особенно с учетом выбранного временного отрезка».

По поводу свободы собраний и массовых акций в Армении в Госдепартаменте отметили, что хотя в этом направлении власти страны в целом придерживались определенных правил, но имели место случаи локальных запретов на проведение акций властями местного самоуправления. «Иногда гражданам не позволяли принимать участие в акциях оппозиции, ограничивая их свободу передвижения, госслужащим участие в таких мероприятиях запрещалось априори. Что касается проправительственных митингов и собраний, во многих случаях тех же госслужащих, а также студентов заставляли принимать в них участие», - отмечается в докладе.

«Законом в Армении предусматривается ответственность за коррупцию, тем не менее многие чиновники занимаются этим безнаказанно. По сообщениям антикоррупционных гражданских групп, власти просто игнорируют сообщения об участии того или иного высокопоставленного должностного лица в коррупционных схемах. Например, 6 сентября стало известно, что иностранный суд (Федеральный суд Нью-Йорка - ред.) наложил штраф на депутата парламента Армении Вардана Айвазяна в размере $35,5 млн в пользу "Global Gold Mining" за то, что парламентарий требовал от компании взятку в свою бытность министром охраны окружающей среды. Никакого расследования по этому делу начато не было», - отмечается в документе.

Напоследок авторы доклада коснулись условий труда в Армении, отметив, что хотя в законодательстве все прописано четко и красиво, на практике закон применяется слабо: «Минимальная месячная зарплата в 2012 году была на уровне $86,20. Законом предусмотрены 40-часовая рабочая неделя, 20 дней обязательного ежегодного отпуска, а также компенсация за сверхурочную работу и работу в ночное время. При этом сверхурочные не могут превышать 4 часов в течение двух дней и 180 часов в году. Однако многие граждане, трудящиеся в частном секторе, не оформлены как сотрудники, работают больше 8 часов в день без оплаты сверхурочных. Кроме того, часто новых сотрудников нанимают на неоплачиваемый испытательный срок от 10 до 30 дней, по истечении которого, если сотрудник не принимается работодателем, его работа не оплачивается».