С открытым финалом

Владимир Абаринов

Глядя в окно на осеннюю идиллию, сложно верить страшным прогнозам метеорологов, которые сбудутся уже через несколько часов. Тем не менее верить приходится: тропические ураганы – такая же реальность Восточного побережья США, как смена времен года. Надо запасаться свечами, консервами и батарейками, отменять заказанные билеты и делать работу впрок в расчете на то, что завтра не будет ни интернета, ни электричества.

Кому-то эти приготовления щекочут нервы, а мне внушают чувство досады и превращают в фаталиста. Ощущение такое, будто прилетает раз в год свирепый дракон и собирает дань, и нет Ланцелота, который победил бы наглого ящера. Героиню любимой сказки американских детей Дороти Гейл могучий смерч переносит вместе с домиком и собачкой из Канзаса в волшебную страну Оз. Но в реальной жизни рассвирепевшая природа беспощадна и к девочкам, и к собачкам, и к их домикам.

Перед грозной стихией бледнеют предвыборные страсти. Оба кандидата отменили назначенные встречи с избирателями – именно те штаты, где быть им сейчас нужнее всего, уже сегодня станут зоной бедствия. Сэнди спутала карты политтехнологам, отменила досрочное голосование – Бог весть, кто из кандидатов недосчитается голосов.

Бараку Обаме судьба посылает последнее испытание. Именно то, как он проявит себя сейчас, определит итог выборов. Его предшественник так и не смог до конца оправдаться перед американцами за ошибки своих подчиненных в дни новоорлеанского потопа. Но Бушу-младшему не нужно было переизбираться. Обама должен мобилизовать свои лучшие человеческие качества, чтобы страна увидела в нем лидера, который по праву занимает свой пост. Теперь не до обмена булавочными уколами с соперником. Наступает момент истины.

К дню голосования стихия уляжется, но пострадавшие районы еще долго будут зализывать раны. Да и просто плохая погода может сыграть с президентом скверную шутку на выборах. Оба кандидата надеются на высокую явку, однако давно известна закономерность: если на улице дождь, многие избиратели-демократы остаются дома, а республиканцы все равно приходят. Получается, демократы более ленивые и капризные? Да нет, просто большинство их живет в больших городах, пользуется общественным транспортом, и им не улыбается мокнуть на автобусной остановке или в очереди на избирательный участок.

Недавний опрос агентства Ipsos подтверждает этот феномен. 28 процентов избирателей, собирающихся голосовать за Обаму, заявили, что могут отказаться от участия в выборах из-за плохой погоды. Среди сторонников Ромни таких оказалось 19 процентов. А вот среди неопределившихся, за голоса которых сейчас отчаянно борются оба кандидата, на участки не придут в случае непогоды целых 35 процентов.

Несколько лет назад группа ученых проанализировала данные по явке и сравнила их с наблюдениями метеорологов более чем за полвека. А потом на основании полученной корреляции составила гипотетические сценарии. Результат получился поразительный. Если бы, например, в 2000 году во Флориде в день выборов не шел дождь, а стояла сухая ясная погода, президентом стал бы не Джордж Буш, а Эл Гор. Если бы в 1960 году в ключевых штатах день выборов выдался, наоборот, дождливым, победил бы не Джон Кеннеди, а Ричард Никсон.

В среднем, как утверждают авторы исследования, каждый дюйм осадков сверх нормы добавляет кандидату республиканцев 2,5 процента голосов.

Существуют еще более интересные закономерности, не поддающиеся рациональному объяснению. Например, если местная футбольная команда выиграла хотя бы за неделю до выборов, ее болельщики дадут действующему президенту дополнительно 1,61 процента голосов.

Будь политтехнологи хоть семи пядей во лбу, а предусмотреть все случайности они не в силах. Поэтому американские выборы – всегда драма с открытым финалом.

Радио Свобода